WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Проект 03160 – самый быстрый военный катер «Раптор»

Катер проекта 03160 "Раптор"

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» впервые был спущен на воду в середине августа 2013 года. Этот быстроходный катер был сделан специально по заказу военно-морского флота России на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». В качестве «доноров» выступили шведские катера Combat Boat 90 (в его гражданской модификации), которые были куплены Россией в период с 2004 по 2012 годы в количестве 11 штук. Так как Швеция продала России только коммерческие версии патрульных катеров, лишённые брони и вооружения, было принято решение создать на их базе свою версию бронированного патрульного катера.

По состоянию на 2015 год ВМФ России получил 8 единиц быстроходных патрульных катеров «Раптор», а в период с 2016 по 2018 годы судостроительный завод «Пелла» обязался поставить флоту ещё более 10 катеров проекта 03160. Быстроходные катера «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми военными катерами в России.

История проекта 03160

Катер проекта 1400 "Гриф"

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

На Украине строительство катеров «Гриф» продолжалось и в 1990-х годах.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Быстрые патрульные катера «Мангуст», не смотря на их выдающиеся скоростные показатели, были катерами несколько иного класса.

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Шведский военный катер

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • США;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Его боевые возможности неоднократно проверены в ходе множеств боевых операции по всему миру.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Так как создавать патрульный катер на основе «Грифа» или «Мангуста» было слишком затратно, было принято решение создать проект «Раптор» именно на основе шведских судов, которые были разработаны именно как патрульные скоростные катера.

Предназначение катеров «Раптор»

"Раптор" с экипажем

Быстроходные десантно-штурмовые катера «Раптор» предназначены для выполнения широкого спектра задач. Они могут эффективно работать как в светлое, так и в тёмное время суток. Конструкция патрульного катера обеспечивает ему отличную скорость и возможность передвижения по морю даже при волнении до 5 баллов включительно.

Катер способен перевозить до 20 десантников в полной амуниции. Данная особенность позволяет применять его для точечных десантных ударов. Вооружение патрульного катера способно обеспечить огневую поддержку высаживающемуся десанту, а также обеспечить ему прикрытие при отступлении. Кроме того, патрульный катер «Раптор» способен обеспечить охрану пунктов базирования судов или сопровождать торговые и научные суда в опасных районах.

Так как корпус скоростного патрульно-десантного катера изготовлен из алюминия, он не подвержен коррозии. Благодаря специальному оборудованию, катер может выполнять боевые задачи на расстоянии 100 миль от своей базы.

Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»

"Раптор" в море

Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.

Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.

Носовая часть катера оборудована аппарелью для высадки или приёма десанта. Сразу за первым отсеком судна имеется специальная возвышенность – ходовой пост. Там находится капитан судна и рулевой-сигнальщик, который также отвечает за вооружение судна.

Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.

Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:

  • Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
  • Механизм сцепления;
  • Мощные водомёты.

Появление специальных водомётов позволило придать патрульным катерам серии «Раптор» потрясающую маневренность. Теперь судно способно развернуться буквально на одном месте. За работой двигателей и водомётов следит штатный моторист.

Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.

Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.

Основной боевой модуль «Раптора»

Боевой модуль "Раптора"

Основной боевой модуль десантно-патрульного катера «Раптор» расположен сразу за ходовым постом. Это новейшая разработка ОАО «НПО «Карат», которая называется дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Он состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм и оптико-электронного модуля.

Это вооружение способно самостоятельно обнаруживать цели даже на фоне помех. Система автоматически высчитывает как расстояние до цели, так и корректирует огонь с поправкой на траекторию движения и прочие факторы. Система имеет несколько функций, среди которых есть и «предупредительный огонь». При включении данной функции, система откорректировав скорость цели и её расстояние, произведёт предупредительную очередь, которая ляжет поперёк курса судна-нарушителя.

Боевой модуль способен обнаруживать цель на расстоянии до 3 км. При этом огонь может вестись на расстоянии до 2 км. Мощный пулемёт сохраняет убойную силу пули на расстоянии до 8 км. Если дистанция до цели составляет до 500 метров, пули калибра 14,5 мм способны пробить броню 32 мм.

Если боевого потенциала пулемёта КПВТ будет недостаточно для выполнения намеченной боевой задачи, на модуль может быть установлен автоматический гранатомёт.

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

"Раптор" на волнах

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров  есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

"Раптор" у причала

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них