WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Корабли проекта 21630 – свежая кровь для Каспийской военной флотилии

Обширные внутренние акватории России являются одним из элементов стратегического военного планирования, требующего создания прочной и устойчивой обороны. Главным инструментом обороноспособности страны на обширных внутренних акваториях были речные военные флотилии. Первые подобные формирования были созданы еще в годы Гражданской войны. Вслед за речными флотилиями, обеспечивающими защиту рубежей на крупных реках, молодое советское государство создало военную флотилию на Каспии. Этот внутреннее море по величине и водно-климатическому режиму мало в чем уступало открытым морям, а протяженная береговая линия вынуждала Советскую Россию иметь на этом морском театре крупные соединения боевых судов.

Каспийская военная флотилия, 20-е годы

В те далекие годы главной силой Каспийской военной флотилии были вооруженные пароходы, канонерские лодки и катера. Чуть позже для этих целей стали строить бронекатера и речные мониторы. Обладая мощной артиллерией эти корабли сумели доказать в свою эффективность и боеспособность, став первыми специализированными артиллерийскими боевыми судами. В новом тысячелетии славные боевые традиции первых кораблей Каспийской военной флотилии продолжают малые артиллерийские корабли проекта 21630. Эти боевые суда обладают тактико-техническими характеристиками, которые совершенно меняют традиционное представление о подобных кораблях. Суда строились с расчетом на пополнение Каспийской военной флотилии. Каспий, после распада Советского Союза перестал быть для России закрытым море, поэтому для обеспечения южных рубежей требовалось иметь на этом морском театре внушительную военно-морскую силу.

Каспийская флотилия сегодня

Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения

Идея строить для крупных речных магистралей и для крупных озер новые боевые корабли, способные решать самые разные оперативно-тактические задачи, не нова. В современных условиях Российский Военно-Морской Флот вынужден думать об обеспечении защиты водных путей в прибрежной морской зоне. Каспийское море, являясь самым крупным закрытым морем на планете, играет огромную роль в оборонной стратегии Российской Федерации. На этом морском театре Россия граничит сразу с четырьмя государствами, каждое из которых обладает своими боевыми судами. Причина такого повышенного внимания к этому региону чисто экономическая. Здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа, ведется активный рыбный промысел. Все это вынуждает Россию иметь на Каспии крупные военные соединения, включающие военные суда, части морской пехоты и авиации.

Патрульный ордер

Созданная в 1931 году Каспийская военная флотилия представляла собой довольно внушительную силу. В ее составе сначала были бронекатера и канонерские лодки. Позже, уже в послевоенное время, основное боевое ядро флотилии составляли артиллерийские катера типа «Шмель» и «Гриф». В 80-е годы состав соединения боевых кораблей на Каспии пополнился ракетными катерами проекта 12411. С окончанием советского периода остро встал вопрос о повышении боеспособности военно-морских сил России в этом регионе. Выбор пал на военные малые артиллерийские корабли, суда класса «река-море», которые по своим размерам и габаритам могут быть построены на судостроительных предприятиях Нижнего Новгорода и Татарстана.

Схема МАК проекта 21630

Малые артиллерийские корабли или МАК проекта 21630 представляют собой универсальные боевые суда, способные одновременно выполнять боевые задачи, как на крупных реках, так и в прибрежной морской зоне. Такой класс судов был разработан в Советском Союзе еще в середине 60-х годов, позволив быстро организовать речное судоходство на крупных водных магистралях. Корабли имели достаточно хорошую мореходность и осадку, позволяющие ходить речными путями, пользоваться системами речных каналов и выходить в открытое море. Конструкторы военных судов решили использовать этот опыт для постройки военных кораблей подобного класса, для которых основным местом дислокации станет Волжский речной бассейн и Каспийское море.

Новые корабли должны будут решать следующий круг задач:

  • обеспечение бесперебойного речного и морского судоходства в указанных районах, контроль водного пространства крупных рек, озер и прибрежной экономической зоны;
  • ведение патрулирования указанных акваторий;
  • содействие сухопутным войскам при проведении десантных операций и огневое прикрытие войск на флангах;
  • участие в десантных мероприятиях, подавление возможных очагов сопротивления на море и на суше.

"Астрахань" на Волге

Подобные цели и задачи были положены в основу проекта корабля, который должен был стать универсальным и современным боевым судном. Благодаря реализации этого проекта, Россия получала возможность в течение короткого промежутка времени существенно нарастить свою военно-морскую группировку на Каспии. Российские военные корабли с водоизмещением до 500 тонн, обладающие мощным ракетно-пушечным вооружением, должны были стать хозяевами на этом морском театре.

Задачу по созданию кораблей нового класса поручили Зеленодольскому конструкторскому бюро, находящемуся в городе Зеленодольск, республика Татарстан. В основу проекта легли многолетний опыт в проектировании малых боевых судов, многолетние гидрологические наблюдения за акваторией Каспийского моря и Волжской речной системы. Военные моряки предъявили к конструкторам кораблей целый ряд требований, среди которых особо стоит отметить следующие:

  • новые военные корабли должны обладать хорошей мореходность, быть способными выдерживать волнение на море силой до 5-6 балов;
  • обязательно наличие малой осадки, позволяющей кораблям без проблем ходить по Волге в ее нижнем и в среднем течении;
  • корабли должны иметь увеличенную автономность и большую дальность хода;
  • вооружение кораблей должно отвечать современным требованиям ведения морской войны.

Зеленодольская верфь

Работа над проектом началась в середине 90-х годов, когда флотское хозяйство России переживало острый экономический кризис. Флоту срочно требовались новые суда, поэтому работы над проектом велись в ускоренном режиме. Спустя несколько лет на столе в Главном Военно-Морском Штабе лежал готовый проект малого артиллерийского корабля проекта 21630 типа «Буян». С военно-технической точки зрения, новое судно больше напоминало корвет, поэтому неудивительно, что в западной классификации новые российские корабли были сразу причислены к классу корветов, получив шифр «Buyan class corvette».

Строительство МАК типа «Буян»

Несмотря на то, что проектирование кораблей проекта 21630 осуществлялось в Зеленодольске, строительство первенца было доверено более опытным судостроителям, Петербургской судоверфи «Алмаз». В самом конце января 2004 года на этой верфи состоялась закладка головного корабля проекта, получившего название «Астрахань» в честь главной базы Каспийской военной флотилии.

Головной корабль "Астрахань"

Следует отметить что, несмотря на свои небольшие размеры, судно строилось достаточно долго, более 1,5 лет. Только в октябре 2005 года первый малый артиллерийский корабль типа «Буян» был спущен на воду. За это время были заложены серийные суда, в феврале 2005 года осуществлена закладка первого серийного корабля проекта 21630 «Каспийск», получившего впоследствие название «Волгодонск». На следующий год заложили второй корабль серии «Махачкалу». Последующее строительство кораблей нового проекта планировалось осуществлять на Петербургской верфи. Всего до 2016 года предполагалось сдать флоту 10 однотипных судов, из которых пять единиц должны были уйти на Каспий.

От первоначальных планов строительства новых кораблей пришлось отказаться. Серию сократили до 7 единиц. К тому же строительство первого и второго серийного корабля затянулось. Причиной такой длительной задержки стала проблема с выбором вооружения для судов этого класса. Головной корабль по системе речных каналов был переведен из Петербурга на Волгу. С сентября 2006 года корабль с бортовым номером 017 был зачислен в состав Каспийской военной флотилии. Именно он стал опытным стендом для испытания новых средств вооружений, которыми планировалось в дальнейшем оснастить серийные образцы. Головной акцент делался на совершенство зенитно-ракетного комплекса «Гибка», которыми планировалось оснастить боевые корабли. В высоких кабинетах рассматривалась идея установить на корабли более мощное ракетное вооружение, способное решать более глубокие тактические и стратегические задачи.

ЗРК "Гибка"

Первые серийные корабли «Волгодонск» и «Махачкала» были спущены на воду в декабре-апреле 2011-12 гг. В этот же период оба корабля под бортовыми номерами 018 и 020 вошли в состав Каспийской военной флотилии, составив вместе с головной «Астраханью» основное боевое ядро соединения.

Основные конструктивные особенности

Главная особенность конструкции боевых МАК типа «Буян» заключается в том, что все основные комплектующие, узлы и агрегаты, бортовое оборудование кораблей отечественного производства. В процессе производства многие детали корпуса и надстройки были унифицированы, что позволило в дальнейшем быстро развернуть серийное производство уже следующей модификации судов этого класса типа «Буян-М».

Корвет проекта 21631

На базе кораблей первой серии проекта, были разработаны более мощные боевые суда. Следующая модификация малых артиллерийских кораблей создавалась на основе доработанного проекта 21631 и получила шифр «Буян-М». Это были корабли уже большего водоизмещения, 950 тонн в сравнении с предыдущими 500 тоннами. Изменилось и вооружение кораблей. Основным ударным компонентом на кораблях стали пусковые установки шахтного типа для пуска крылатых ракет «Калибр». На судне предполагалось установить 8 пусковых установок. Появление этого оружия, позволило начать строительство улучшенной версии Буянов. Новые корабли были уже не просто плавучими артиллерийскими платформами с ограниченными тактическими возможностями. Современные российские корветы становились весомым элементом стратегического планирования. Вооруженные крылатыми ракетами российские суда могли из акватории Каспийского моря наносить удары в глубину сопредельных территорий на расстояние до 1000-1500 км.

Пуски ракет "Калибр"

Подтверждением высокой боевой мощи российских ракетных кораблей типа «Буян-М» стали боевые пуски крылатых ракет в октябре 2015 года по позициям исламских террористов на территории Сирии. Пуски осуществлялись из районов в акватории Каспийского моря, находящихся от целей на расстоянии 1800 км.

Корабли имели конструкцию, которая позволяла обеспечить проведение ремонтных работ в местах постоянного базирования судов, в Астрахани и в Махачкале. Как и в большинстве случаев, проекты 21630 и 21631 имеют экспортный вариант — проект 21632 под шифром «Торнадо». В отличие от отечественных судов, корабли, строившиеся на экспорт, рассчитаны под установку других видов вооружений.

Экспортный вариант

На сегодняшний день серийное строительство кораблей этого проекта приостановлено ввиду недостаточной мощности имеющегося вооружения. В современных условиях боевой корабль, должен иметь более мощное и универсальное оружие, способное наносить удары по любым целям, как на море, так и на суше. Корабли проекта 21631 «Буян-М», оснащенные «Калибрами» куда предпочтительнее. Россия в этом плане сумела стать признанным лидером, спроектировав и построив корабли небольшого водоизмещения с вооружением ракетного эсминца. Дальнейшая судьба малых артиллерийских кораблей стоит под вопросом, даже несмотря на то, что сохраняется потребность в таких кораблях для действия на крупных реках. Рассматривается вариант перевооружения имеющихся в строю трех кораблей проекта ударными противокорабельными комплексами «Уран», подобными тем, которыми оснащаются корабли экспортной постройки.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них