WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Эсминцы проекта 956 — корабли, опоздавшие со своим появлением

В середине 60-х годов сложилась специфическая военно-политическая обстановка в мире. Растущие политические амбиции Соединенных Штатов, их претензии на роль мирового жандарма подкреплялись усилением военно-морской мощи. Американский военный флот не только стремительно увеличивается количественно, наблюдается качественный рост в постройке новых военных судов. Советский Союз, являясь единственной супердержавой, способной бросить вызов американской экспансии на мировой арене, остро нуждался в современных военных кораблях. Только наличие у СССР мощного океанского флота могло стать адекватным ответом на устремления заокеанских политиков. Сложившаяся ситуация становится началом очередного витка гонки вооружений, в процессе которого Советский Союз начинает строить корабли проекта 956 — первые советские эсминцы нового поколения.

"Сарыч"

Рождение проекта

Советский надводный Военно-Морской флот до определенного момента оставался военной силой с ограниченными тактическими возможностями. Артиллерийские корабли, составлявшие основу советской военно-морской мощи в 50-е и в 60-е годы, уже не отвечали современным условиям. Имеющиеся в составе советского флота крейсера и эсминцы морально устарели. Для державы, которая стремилась создать боеспособный флот открытого моря, требовались корабли с новыми видами вооружений. Вместо артиллерии главного калибра основное место должны были занять противокорабельные ракетные комплексы. На замену паровым турбинам приходят газотурбинные двигательные установки. Меняется концепция развития флота, где превалирует универсализация военных судов. Флоту необходимы были универсальные корабли, которые бы обладали широкими тактическими и техническими возможностями.

Схема проекта 956

На эту роль прекрасно подходили эскадренные миноносцы – класс кораблей, который с успехом прошел горнило морских сражений Второй Мировой войны. Эсминцы превратились в универсальные боевые суда, участвующие практически во всех операциях, проводимых с участием военных флотов. В Советском Союзе имелся достаточно богатый опыт применения эскадренных миноносцев в боевых условиях. Оставалось только построить новые и современные боевые корабли, которыми в итоге стали эскадренные миноносцы проекта 956.

Эти корабли задумывались как боевые суда, способные оказать огневую поддержку десантным операциям и обеспечить фланги сухопутным войскам. При этом не упускалась возможность использовать новые корабли для действий в открытых и обширных акваториях, как самостоятельно, так и в составе оперативных соединений флота. Старт новой программе строительства судов дало Постановление Совмина СССР от 1 сентября 1969 года, в котором указывалась необходимость строительства в Советском Союзе новых кораблей огневой поддержки, способных действовать в тесной связке с Большими Противолодочными кораблями.

Начало проектных работ подстегивалось появлением информации о начале проектирования за океаном эсминцев типа «Спрюэнс» («Spruance»). Советский корабль должен был по всем параметрам не уступать заокеанскому аналогу. Насколько это получилось, показало время.

Завод им. Жданова

Разработкой эскиза и созданием проектной документации занялось Центральное Конструкторское Бюро №53, находящееся в Ленинграде. Перед конструкторами поставили задачу создать несколько вариантов проекта, которые бы в ходе последующего рассмотрения и реализации послужили проектной базой для начала строительства. Основной причиной разработки сразу нескольких вариантов проекта, стала неопределенность с целевым назначением корабля. В ходе проектирования шла борьба между сторонниками идеи создания многоцелевого корабля, оснащенного всеми видами морских вооружений и сторонниками строительства корабля с преобладанием ударных видов вооружения. В итоге победила партия сторонников создания многоцелевого, универсального корабля, в котором основным средством вооруженной борьбы стал ПКР. Зенитные средства ПВО, противолодочные средства борьбы и артиллерия выполняли вспомогательную функцию. Окончательно с технической точки зрения видение нового корабля сформировалось в 1971 году, которое вылилось в проект 956.

Предполагалось, что строительством новых советских боевых судов займется Ленинградский судостроительный завод им. Жданова. Эта верфь имела опыт постройки крупных океанских судов, к тому же для успешного и быстрого строительства могло сыграть свою роль близкое соседство конструкторского бюро. Изменение целевого назначения корабля привело к тому, что уже в проектной документации, начиная с 1971 года, начинает фигурировать класс судна — эскадренный эсминец, вместо «корабля огневой поддержки».

Эсминец "Современный"

Официально класс эскадренных миноносцев в Советском Военно-Морском флоте появился только в 1977 году. С этого момента все корабли этого проекта были переведены в класс эскадренных миноносцев. Хотя еще на стадии проектирования новый корабль по классификации НАТО относился к классу эсминцев — Sovremenny class destroyer.

В процессе принятия решения о постройке, новые советские эсминцы должны были строиться самой массовой серией, до 50 единиц. Кораблями планировалось оснастить все четыре флота, создав на основных флангах мощные оперативные соединения. В течение четырех лет шла доработка проектной документации, результатом которой стал эсминец проекта 956, получивший шифр «Сарыч».

Строительство советских эсминцев 3-го поколения

В июне 1975 года на судостроительном заводе им. Жданова в торжественной обстановке состоялась закладка головного корабля проекта — эсминца «Современный». Оценивая чертежи и масштабы строительства, можно было судить о впечатляющих размерах нового корабля. Проектное водоизмещение эсминца составляло 6500 тонн при длине корпуса 156 метров и ширине 17,2 метра.

Рисунок проекта 956

Новый корабль представлял собой крупную боевую единицу, которая вводом в строй могла существенно усилить любой военный флот. Однако уже через год после закладки головного корабля, проект 956 был пересмотрен, было решено ограничить серию постройкой 32 единицами. Уже в конце 80-х годов серийное строительство советских эсминцев 3-го поколения ограничили 20 единицами. Новые боевые суда строились для нужд Советского ВМФ. Только  после развала Советского Союза часть недостроенных судов достраивались на российских судостроительных верфях.

Уже в процессе строительства, в целях увеличения темпов ввода в строй флота новых эсминцев, была предпринята попытка начать строить корабли в Николаеве (Украина). После передачи технической и проектной документации на Николаевский завод им. 61 коммунара состоялась закладка двух судов, однако с началом перестройки дальнейшее строительство было приостановлено. Законсервированные корпуса эсминцев «Внушительный» и «Вечный» в разной степени готовности уже после раздела флотского хозяйства СССР были куплены у Украины китайской стороной. На сегодняшний день это действующие корабли китайских ВМС, эсминцы «Тайчжоу» и «Нинбо».

Китайские эсминцы проекта 956 ЭМ

Три корабля усовершенствованного проекта 956-А «Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный» были в дальнейшем введены в строй Балтийского и Северного флотов и продолжают оставаться в составе действующего флота. Вместе с ними продолжает нести боевую службу эсминец «Быстрый» — 11-й по счету корабль серии. Четыре другие корабля, корпуса которых были заложены еще в советский период, были проданы Китаю и достраивались в рамках экспортного варианта для нужд ВМС Китайской Народной Республики.

Все другие корабли проекта постройки 1980-91 годов на сегодняшний день выведены из состава действующего флота. Большая часть судов, включая головной корабль серии «Современный», уже утилизированы или ожидают своей участи.

Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956

Новые боевые корабли, начавшие с 1978 года поступать на оснащение флота, представляли собой довольно внушительные боевые единицы. До этого времени в советском военном флоте кораблей подобного класса не было. Даже поверхностный осмотр судна производил впечатление и говорил о его высоких боевых возможностях и тактико-технических характеристиках. На корабле имелись:

  • вертолетная площадка для вертолета Ка-27;
  • универсальный зенитно-ракетный комплекс «Ураган»;
  • противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (2 пусковых установок);
  • башенные артиллерийские установки 130 мм орудий (2х2).

Корабли оснащались новыми газотурбинными энергетическими установками, которые обеспечивали кораблю высокую скорость хода и довольно внушительную дальность плавания. Максимальная скорость эсминца составляла 33,4 узла. Дальность плавания экономичным 18-ти узловым ходом составляла почти 4000 миль.

Строительство корабля

Исходя их приведенных данных, новый эсминец проекта 956 должен был способен выполнять следующие функции:

  • уничтожение кораблей противника в открытом море и в районе действия десантных сил флота;
  • огневая поддержка десантных операций, подавление сопротивления противника на оперативную глубину;
  • обеспечение устойчивой ПВО и ПКО десантного ордера во время морских переходов, во время проведения десантных операций.

Помимо эффективных и мощных огневых средств вооруженной борьбы, корабль имел современное радиолокационное оборудование, позволяющее не только своевременно обнаруживать морские и воздушные цели, но и вести активную радиоэлектронную борьбу. Всю эту громаду обслуживал экипаж в количестве 300 человек, среди которых треть приходилась на офицерский и мичманский состав.

Для строительства эсминцев типа «Сарыч» применялась инновационная на то время технология сборки. Корпуса формировались секционным способом, начиная с килевой части и заканчивая установкой фрагментов машинно-котельного отделения. Это позволяло в кратчайшие сроки получить корпуса судов высокой степени готовности. Корпуса строились на открытом стапеле, тогда как последующая сборка и установка начинки судна осуществлялись в условиях закрытого эллинга.

Корпус судна изготавливался из низколегированной стали, тогда как верхние надстройки в основном собирались из алюминиевого сплава.

Несмотря на седловатый корпус, корабль имел 6 прямо расположенных палуб параллельно ватерлинии. Внутреннее пространство эсминца было поделено на 16 отсеков. Такие контуры корпуса позволили существенно увеличить мореходность судна. Верхняя часть корпуса и конструкция надстроек создавались с учетом удобного размещения основного бортового вооружения корабля и уменьшения заметности силуэта судна в радиолокационных полях.

Двигательная установка советских эсминцев 3-го поколения была представлена газотурбинным установками ГТЗА-674. Суммарная мощность двух агрегатов составляла 100 тыс. л/с. Группа движителей имела установку сменной частоты вращения винтов. Энергетическая установка обеспечивала не только ход кораблю, но и обеспечивала энергоснабжение всех основных систем корабля.

Вооружение советских эсминцев проекта 956 на примере корабля «Быстрый»

Вооружение советских эсминцев заслуживает отдельного разговора. Ввиду длительной разработки проекта и внесения изменений уже по ходу строительства корабля, удалось создать корабль, превосходящий американские эсминцы типа «Спрюэнс». По мореходности советские корабли не имели равных и могли свободно выдерживать волнение до 7 баллов. Что касается вооружений, то по ударным видам вооружений эсминцы типа «Сарыч» не оставлял своему визави никаких шансов.

Корабль в море

Американцу удалось добиться преимущества в другом направлении. Средства ПВО и противолодочной борьбы у «Спрюэнсов» были лучше. Сказалось наличие у США более современного радиолокационного и гидроакустического оборудования, которое устанавливали на новые суда. Только в середине 80-х годов, когда на «Спрюэнсы» стали устанавливать пусковые контейнеры для крылатых ракет «Томагавк», их ударные возможности существенно выросли и достигли советских аналогов.

Несмотря на то, что проект 956 создавался в качестве противовеса американских эсминцам типа «Спрюэнс», потенциальным противником советских кораблей на море стали более современные и технологически совершенные американские эсминцы типа «Арли Бёрк». Этому противнику советские эсминцы уступали по многим позициям, что и сказалось на быстром сворачивании серийного производства. Однако при грамотном подходе, конструктивно советские корабли давали широкие возможности для последующей модернизации, что и было сделано уже в постсоветский период. При замене основных систем радиолокационного и гидроакустического оборудования на более совершенные, корабли могут быть оснащены новыми средствами вооружения, включая противокорабельные комплексы «Оникс» и «Калибр».

Противники "Сарыча"

Что касается состояния вооружения кораблей советской эпохи, то это можно сегодня увидеть при осмотре эсминца «Быстрый». Это единственный из серийных кораблей, полностью построенный еще в советскую и эпоху и сохранивший изначально все присущие для этого проекта параметры.

Основным ударным средством борьбы является все тот же ПРК «Москит», оснащенная сверхзвуковыми ракетами П-270 «Москит». Ракета могла доставить 300 кг. боевую часть на расстояние 90-150 км, в зависимости от модификации. При этом скорость полета носителя составляла 470 м/с. Корабль нес 8 таких ракет, установленных в двух четырех секционных контейнерах, по два с каждого борта.

В дополнение противокорабельному комплексу эсминец «Быстрый» имел четыре 130-мм орудия, расположенные по двое в двух башнях, в носовой и в кормовой части. Дальность стрельбы орудий составляла 23 км. В автоматическом режиме артиллерийские установки АК-130 могли в течение одной минуты выпустить по цели до 6 тонн снарядов. Такое мощное артиллерийское вооружение позволяло советским эсминцам успешно действовать на море при ближнем столкновении с кораблями противника. Что касается артиллерии корабля в качестве средства огневой поддержки сухопутных операций, то такая огневая мощь корабля была непревзойденной.

Артустановка АК-130

В заключение

Советские эсминцы проекта 956 типа «Сарыч» можно назвать опоздавшими кораблями. Разработка проекта, длившаяся почти 6 лет, строительство кораблей, которое в среднем занимало 3-4 года, привело к тому, что к моменту сдачи новых кораблей действующим флотам, советские эсминцы уже проигрывали своим потенциальным противникам.

Эсминец "Быстрый"

К концу 80-х годов в мире кардинально изменилась концепция военно-морской тактики и стратегии, в которую советские корабли проекта 956 уже не вписывались. Фолклендская война 1982 года продемонстрировала всему миру, что основная борьба на море в будущем развернется между надводными и подводными силами флота. Авиация заняла прочное место в качестве эффективного ударного средства. Последующая в 1991 году операция «Буря в пустыне» показала, насколько важным для современных средств флота является наличие ударного многофункционального ракетного оружия. Иметь в составе флота достаточно большие корабли, какими являлись эсминцы типа «Сарыч» с ограниченными ударными возможностями, становится в современных условиях непозволительной роскошью.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них