WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Подводные лодки проекта 667БДРМ – основная ракетно-ядерная сила России на море

В Советском Союзе прекрасно понимали насколько важно иметь в постоянной боевой готовности мощный ракетно-ядерный подводный флот, способный в любой момент нанести вероятному противнику невосполнимый ущерб. Начатая в середине 70-х годов работа по созданию подводного ракетоносца нового поколения была ответом СССР на создание в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо». В сентябре 1975 года правительственным решением дан старт работ в этом направлении, результатом которых стал проект отечественного ракетоносца третьего поколения 667БДРМ.

Подводная лодка

Рождение проекта и программа строительства советских ракетоносцев третьего поколения

Для скорейшего достижения поставленной цели конструкторы ЦКБМТ «Рубин» не стали изобретать велосипед. Основные усилия были приложены к модернизации уже существующего проекта ракетоносца проекта 667БДР «Кальмар».

Сравнение проектов

Эта подводная лодка относился к кораблям второго поколения, однако по многим техническим и технологическим параметра конструкция корабля позволяла добиться существенной модернизации. Внеся существенные коррективы в существующий проект, советским конструкторам удалось получить практически новый боевой корабль. Основными акцентами в новом проекте стали:

  • внедрение технических средств уменьшения гидроакустической шумности лодки;
  • адаптация корпуса и систем лодки под новые виды вооружений;
  • установка новых навигационных систем, средств управления и обнаружения целей.

С этой целью специалистами КБ и судостроителями было изготовлено огромное количество экспериментальных стендов, на которых проходили проверку новые звукопоглощающие устройства, средства снижения виброизоляции. Активно велись работы по снижению гидролокационной заметности отдельных частей конструкции. Новые подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин по расчетным данным должны были лишить преимущества американцев в области ударных стратегических вооружений.

Схема лодки

Помимо этого, новая субмарина получила новый корпус, поверхность которого была покрыта специальным изоляционным материалом. В корпусе появилась дополнительная конструкция — длинный горб, протянувшийся на весь корпус позади рубки. Этот элемент стал фирменной фишкой отечественных ракетоносцев, отличавший их от всех существующих кораблей этого класса. В этой части корпуса размещались 16 баллистический межконтинентальных ракет дальностью свыше 8 тыс. км.

Первый корабль проекта 667БДРМ, получивший название К-51, был заложен в 1981 года на верфи Северодвинского машиностроительного завода. Строительство лодки велось три года. Зимой 1984 года лодка была спущена на воду, а в декабре того же года корабль вошел в состав ВМФ Советского Союза. Корабль поражал своими размерами и внешним видом, напоминавшим огромное горбатое морское животное. Огромная сигара имела длину 167 метров и водоизмещение свыше 10 тыс. тонн. Еще в момент постройки советскому ракетоносцу на Западе присвоили код «Delta IV», отнеся корабль к разряду подводных ракетоносцев с огромной боевой мощью.

Вслед за головной лодкой в строй вошли еще 6 однотипных субмарин. В период с 1984 года по декабрь 1990 года Советский Союз обзавелся целой флотилией сильнейших подводных кораблей, ставших важнейшим элементом ракетно-ядерного щита страны. После развала Советского Союза на эти корабли выпала доля стать основными элементами морской компоненты ядерной триады Российской Федерации. Шесть кораблей, пройдя в определенное время профилактический и капитальный ремонт, находятся на сегодняшний день в строю и несут боевое дежурство. Корабли входят в состав 31-1 дивизии подводных лодок и базируются на ВМБ Гаджиево. Одна субмарина К-64, получившая в последствие номер БС-64, была переоборудована в носитель малых подводных лодок.

Лодка "Тула"

Несмотря на то, что самый первый корабль проекта 667БДРМ, лодка К-51 «Верхотурье» была спущена на воду более 30 лет назад, субмарина сегодня находится в полной боевой готовности. После капитального ремонта, проведенного на заводе «Звездочка», обновленная и модернизированная субмарина в конце 2012 года вернулась в строй. Ее более молодые сестры, подводные лодки К-114 «Тула» и К-117 «Брянск» ранее прошли средний ремонт и находятся сейчас на боевом дежурстве.

Особенности проекта 667БДРМ

Российский ВМФ в виде подлодок проекта 667БДРМ получил хорошее наследство. Благодаря своей конструкции, субмарины оказались живучими. Несколько серьезных аварий, которые сопутствовали боевой службе кораблей, были достаточно быстро устранены. К тому же сама конструкция лодки позволяла без особых конструктивных изменений проводить ее модернизацию в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми новыми видами вооружений. Основная причина такой универсальности — высокие конструктивные характеристики кораблей, вобравшие в себя все самое лучшее, чего сумели достичь отечественные корабелы за годы постройки кораблей подобного класса.

Модернизация

Ряд технических решений, используемых в конструкции субмарины, можно сравнить с технологиями космических программ. Чего только стоит система подавления шумов подводного корабля. По этим характеристикам советские, а теперь и российские подводные ракетоносцы, считаются самыми малошумными. Во время несения боевого дежурства отследить местоположение корабля практически невозможно. Еще в процессе конструирования основным районом действия новых кораблей были определены полярные области нашей планеты. Действуя на границе кромки ледяного панциря и чистой воды, советские субмарины могли долгое время находиться вне зоны досягаемости гидролокаторов кораблей ВМС США и стран НАТО. Обнаружение отечественных ракетоносцев класса Delta IV становилось для вероятного противника большой проблемой.

Действуя в прибрежных районах и находясь под постоянным прикрытием надводных сил флота, лодки проекта 667БДРМ становится практически неуязвимыми. В таких условиях территория потенциального противника становилась беззащитной от ответного ракетно-ядерного удара.

Скрытное движение лодки

Следует отметить, что ракетные крейсера проекта 667БДРМ стали первыми отечественными лодками, с которых осуществлялся полноценный ракетный залп всего боекомплекта, находящегося на борту. Несмотря на неудачу, подготовительные мероприятия и последующие действия по ликвидации аварийной обстановки легли в основу целой программы совершенства живучести подводного корабля.

Рассматривая проект в целом, следует отметить особенности конструкции лодки. Главная деталь – увеличенная высота ограждения ракетных шахт. Это было сделано ввиду последующей установки на боевые суда баллистических жидкостно-топливных ракет Р-29РМ. Трехступенчатая ракета достигала высоты 14,8 метров при массе свыше 40 тонн. На субмарине было установлено 16 таких ракет с двумя вариантами оснащения боеголовки – десятиблочной и четырехблочной.

В связи с увеличившимися размерами ракетного вооружения, потребовалось увеличить измерения прочного корпуса. Легкий вариант получил новые обводы и конфигурацию в районе 1-3 отсеков. В связи с высокими требованиями по шумности корабля, в ряде его отсеков были установлены специальные устройства – звукопоглотители и виброкомпенсаторы. Сталь, используемая в конструкции легкого и прочного корпуса, позволяла субмарине опускаться на рабочую глубину 400 метров. Предельно допустимая глубина погружения корабля составляла 650 метров.

Винты лодки

Энергетическая установка на субмаринах проекта 667БДРМ была представлена двумя ядерными реакторами марки ВМ-4СГ, которые обладают суммарной мощностью 180 МВт. Оба ядерных реактора приводят в действие основную газо-энергетическую турбинную установку мощностью 60 тыс. л/с. Подводный корабль приводился в движение двумя пятилопастными винтами, сообщавшими кораблю подводную и надводную скорость 24 и 14 узлов соответственно.

Для энергообеспечения корабля в автономном режиме на лодке были установлены два дизельных генератора и два турбогенератора, обеспечивающие электроэнергией системы жизнеобеспечения корабля и движения малых ходом.

Внутренние помещения корабля

Заслуживает внимания внутренняя компоновка корабля, в которой постарались учесть все аспекты повышения уровня комфорта для экипажа субмарины. На лодках этого типа появились сауны, солярий и спортивные и тренажерные залы. Качественно изменилась система регенерации воздуха, позволяющая поддерживать безопасный химический состав воздуха во внутренних помещениях субмарины.

Система вооружений

Говорить много о главном оружии кораблей проекта 667БДРМ не приходится. Сегодня все шесть кораблей, находящиеся в составе российского флота переоборудованы под новые модернизированные модификации баллистических ракет Р-29РМУ2 и Р-29РМУ2.1 типа «лайнер». Количество ракет осталось прежним — 16 шт., однако все боевые части имеют четыре боевых блока. Ракетный комплекс Д-9РМ, которыми оснащаются российские ракетоносцы проекта 667БДРМ, считается за океаном одним из самых мощных ракетно-ядерных систем. Ракетный залп может осуществляться из подводного положения корабля на глубине до 55 метров.

Ракетный пуск

В качестве тактического оружия, лодки оборудованы минно-торпедными комплексом, состоящим из 4-х торпедных аппаратов калибра 533 мм. Лодка может вести огонь всем существующим на сегодняшний момент торпедным оружием, включая ракето-торпеды. Запас торпед составляет 12 шт. Управление огромным кораблем осуществляется через центр БИУС «Омнибус-БДРМ». Через этот комплекс осуществляется обработка поступающей информации о целях и условиях для маневрирования и последующего боевого применения средств вооружения корабля. Серьезным преимуществом, которым обладают модернизированные лодки проекта 667БДРМ, является наличие нового гидроакустического комплекса «Скат». Новый ГАК оснащается крупногабаритной антенной, защищенной стеклопластиковым обтекателем.

Загрузка ракет в шахту

Противовоздушная оборона корабля возложена на зенитно-ракетные комплексы 9К310, находящиеся в распоряжении членов экипажа. Управление кораблем осуществляет экипаж из 140 человек.

Ближайшее будущее корабля

Исходя из потребности российского ВМФ, иметь в строю до 10 боеспособных подводных ракетоносцев, на самом высоком уровне принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высокой степени технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, находящихся в составе 31-й дивизии, на данный момент удовлетворительное. Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла в 2010 году капитальный ремонт. По предварительным данным срок службы корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные мероприятия коснулись и других субмарин проекта 667БДРМ. Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.

Лодка "Калерия"

Помимо несения боевого дежурства, российские подводные лодки в целях поддержания боеготовности на высоком уровне, участвуют в запуске коммерческих грузов в рамках освоения космических программ. Для запуска искусственных спутников используются ракеты Р-29РМ. Благодаря таким программам, удается не только поддерживать ракетный комплекс на должном уровне, но и осуществлять мониторинг всех систем корабля.

Подлодки 667БДРМ на стапеле

Перспективы российских подводных ракетоносцев на сегодняшний день выглядят не совсем радужно. Остро встает вопрос об обеспечении технической базы действующих кораблей, ресурс которых естественным образом подходит к концу. В планах командования ВМФ по модернизации отечественного флота, подводные лодки проекта 667БДРМ занимают сегодня важное место. Именно они должны обеспечить обороноспособность страны на переходный период до тех пор, пока в строй не войдут новые подводные лодки, пока не закончится модернизация субмарин других классов.