WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

АПЛ проекта 971 «Щука-Б»: стальные акулы российского флота

АПЛ проекта 971 "Щука-Б"

АПЛ проект 971 «Щука-Б» – это серия советских атомных многоцелевых подводных лодок (МПЛАТРК), разработка которой началась в середине 70-х годов в конструкторском объединении «Малахит». По совокупности своих характеристик эти субмарины относятся к третьему поколению АПЛ. Головной корабль этого проекта (К-284 «Акула») был спущен на воду в 1984 году, а в 2001 году в строй была введена подводная лодка К-335 «Гепард» – последняя субмарина этой серии, построенная для российского флота.

Всего же со стапелей сошло пятнадцать «Щук-Б», хотя изначально по этому проекту планировалось построить 25 боевых кораблей. В настоящее время в состав ВМФ РФ входит 11 АПЛ проекта 971 «Щука-Б». В 1993 году была заложена К-152 «Нерпа», которая в 2012 году была передана в долгосрочный лизинг Индии.

Серийное производство кораблей велось на двух судостроительных предприятиях: Судостроительном заводе №199 (Комсомольск-на-Амуре) и Северном машиностроительном предприятии №402. Изначально лодки проекта 971 разрабатывались по тому же техническому заданию, что и титановые субмарины проекта 945 «Барракуда», поэтому советский флот получил два разных корабля со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач.

Экипаж "Щуки-Б"

С момента начала серийного производства «Щука-Б» неоднократно модернизировалась. Например, подводные лодки «Леопард» и «Тигр» отличаются от базовой модификации лучшими показателями скрытности. По несколько измененному проекту создавалась и АПЛ «Гепард», которая на Западе получила наименование Akula-III. Подводные лодки «Вепрь» и «Дракон» отличаются от базовой модификации обводами и размерами комплекса, на них установлен более совершенный комплекс радиоэлектронного оборудования.

С 2014 года несколько кораблей проекта (подводные лодки «Волк», «Леопард», подводная лодка «Самара») проходят глубокую модернизацию на северодвинской «Звездочке», после которой они по своим характеристикам вплотную приблизятся к субмаринам четвертого поколения. Дальнейшим развитием концепций, заложенных в проекте 971 «Щука-Б», являются АПЛ проекта 885 «Ясень».

История появления «Щуки-Б»

В середине 70-х годов прошлого века произошло важнейшее событие в истории Холодной войны – на вооружение американского ВМФ были приняты многоцелевые атомоходы «Лос-Анджелес». По совокупности своих характеристик они относились к третьему поколению АПЛ. Эти субмарины отличались низким уровнем шумности, отличной обитаемостью, а также совершенным для своего времени радиоэлектронным и гидроакустическим оборудованием. Советскому флоту ответить на новую угрозу было нечем…

На тот момент ВМФ СССР имел на вооружении атомные субмарины предыдущего второго поколения, которые по всем основным характеристикам проигрывали своим американским визави. Особенно велико было преимущество американцев в скрытности и дальности обнаружения противника – качествах, которые являются ключевыми для любой боевой субмарины. Естественно, что подобное положение дел не могло не вызывать серьезной озабоченности у советского руководства. С учетом появившихся вызовов, в это время в СССР началась разработка новой концепции противолодочной обороны страны, которая получила наименование «Аргус». В ходе ее проработки у военных появилось четкое понимание, что лучшим средством против новых субмарин противника будут собственные многоцелевые подлодки, обладающие сопоставимыми боевыми характеристиками. Однако их еще только предстояло создать…

АПЛ "Щука-Б" в плавании

Еще в 1972 году советские военные подготовили техническое задание для многоцелевой атомной подводной лодки третьего поколения. Основными целями нового боевого корабля должны были стать атомные субмарины противника, а также его надводные корабли, входящие в состав конвоев и авианесущих ударных групп (АУГ). Реализация этого проекта была поручена ЦКБ «Лазурит» (г. Горький). Его результатом стало создание подлодок проекта 945 «Барракуда», корпус которой был выполнен из титанового сплава. Использование этого материала давало кораблестроителям массу серьезных преимуществ, но были и серьезные недостатки, главным из которых была высокая стоимость титана. Да и работать с ним было сложно, далеко не все судостроительные предприятия смогли освоить подобные технологии.

Поэтому в 1976 году было принято решение о создании еще одной многоцелевой атомной подводной лодки с корпусом из обычной маломагнитной стали. Так появился проект 971 «Щука-Б». Его реализация была поручена ленинградскому СКБ «Малахит». Разработка нового боевого корабля велась по тактико-техническому заданию, подготовленному для проекта 945 «Барракуда», поэтому эскизное проектирование не проводилось. Грубо говоря, перед конструкторами была поставлена задача создать на базе проекта 945 более дешевую субмарину, которую можно было с меньшими затратами запустить в массовое производство.

Главной задачей, стоявшей перед создателями новой АПЛ, было значительное (в несколько раз) снижение ее шумности. Для ее решения использовались наработки, полученные конструкторами СКБ в ходе реализации более ранних проектов. Забегая наперед, следует отметить, что ленинградские кораблестроители сумели достичь поставленных целей – подводные лодки проекта 971 стали первыми советскими кораблями, которые по своей скрытности не только сравнялись с американскими аналогами, но и даже несколько превзошли их.

"Щука-Б" возле берега

В сентябре 1977 года был рассмотрен и утвержден техпроект нового корабля. Хотя, в дальнейшем, по мере продвижения работ, в него неоднократно вносились изменения. В первую очередь они были вызваны доработками гидроакустического комплекса (ГАК) лодки, эффективность работы которого хотели повысить до уровня американских субмарин. Еще одной причиной изменений в проекте стала необходимость размещения на АПЛ крылатых ракет «Гранит». В итоге подводные лодки проекта 971 получили новейший для своего времени цифровой ГАК с весьма продвинутыми характеристиками, а также систему управления вооружением, которая предусматривала использование КР «Гранит».

Для снижения уровня шумности были использованы несколько технических решений, главным из которых было использование так называемой системы двухкаскадной амортизации зональных блоков. Суть ее заключалась в том, что все механизмы с высоким уровнем вибрации были установлены на специальные амортизаторы, кроме того, они были объединены в специальные блоки, изолированные от прочного корпуса и оснащенные собственными амортизаторами. Такая двухуровневая защита оказалась весьма эффективной и значительно уменьшила шумность подлодок проекта. Если советские субмарины второго поколения натовские моряки часто называли «ревущими коровами», то относительно «Щук» адмирал ВМФ США Джереми Бурда отметил, что их шумность ниже, чем у американских аналогов.

Кроме того, АПЛ проекта 971 получили новые обводы корпуса с минимумом выступающих частей, на нем были закрыты все отверстия и вырезы, вибропоглощающие покрытия были использованы как снаружи, так и внутри прочного корпуса. Все системы корабельного оборудования подбирались с учетом новых, более ужесточенных норм по уровню вибрации.

"Щука-Б" в море

Естественно, что далеко не все новаторские идеи и решения, реализованные в конструкции «Щук», касались уменьшения ее акустической заметности. Проект 971 отличался от других советских лодок третьего поколения большей автоматизацией работы корабельного оборудования. Благодаря этому удалось значительно уменьшить численность экипажа. Предусматривалось, что подводная лодка проекта 971 будет иметь спасательную всплывающую камеру, также были улучшены условия обитания моряков.

Так как лодки планировали строить большой серией, то уже на этапе технического проекта был предусмотрен блочно-модульный метод сборки корабля.

Головной корабль проекта К-284 был заложен в 1980 году на верфи в Комсомольске-на-Амуре. В 1984 году лодка была введена в строй. Испытания показали, что уровень шумности субмарины в 4-4,5 раза ниже, чем аналогичный показатель самой тихой советской подлодки предыдущего поколения. Подобный результат, конечно, можно назвать настоящим прорывом.

Гребной винт АПЛ

С проектом 971 связана еще одна интересная история. В 1980 году Советскому Союзу удалось тайно закупить у японской компании Toshiba металлорежущие станки, с помощью которых были изготовлены малошумные семилопастные гребные винты. Об этой сделке стало известно журналистам, и случился громкий скандал, результатом которого стали санкции, введенные США против японского производителя.

Первоначально АПЛ проекта 971 имели только серийные номера, но в 1990 году они получили имена собственные. Первой такой чести была удостоена подводная лодка К-317 «Пантера».

В 1988 году в состав флота вошла первая субмарина, построенная на судостроительном объединении «Сев­маш­пред­прия­тие». Любопытно, что все АПЛ, изготовленные в Северодвинске, имеют «кошачьи» имена. На самом деле, они названы в честь российских подлодок типа «Барс» – самых совершенных отечественных субмарин начала XX столетия. Другая часть кораблей получила названия в честь российских городов (подводная лодка «Братск») или регионов (подводные лодки «Кузбасс» или «Магадан»).

В ходе серийного производства шло постоянное совершенствование кораблей по всем показателям. Самыми совершенными из серии считается субмарина «Гепард», которая на Западе получила обозначение Akula-III.

Описание конструкции

Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.

Схема К-335 "Гепард"

АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.

Первый отсек разделен герметичным настилом на верхнюю часть, в которой расположены казенные части торпедных аппаратов и стеллажи с боезапасом, а также нижнюю с комплексом радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.

Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.

АПЛ проекта 971 с экипажем

Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.

Четвертый отсек занимает реактор.

Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.

В шестом отсеке находятся вспомогательные механизмы.

Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.

Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также па­ро­вой од­но­валь­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­кой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.

"Щука-Б" во льдах

Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.

Подводные лодки данной серии оснащены гидроакустическим комплексом «Скат-3» с цифровой обработкой данных. Он имеет мощную носовую и две бортовые антенны, а также буксируемую антенну, расположенную в буле хвостового оперения.

Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».

Характеристики

Водоизмещение, т:
надводное8140
подводное12770
Длина по КВЛ, м110,3
Ширина корпуса, м13,6
Ширина по кормовым рулям, м15,4
Максимальная скорость хода, узл:
надводная10
подводная33
Глубина погружения, м:
рабочая480
предельная600
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них