ГАЗ 3409 «Бобр»

ГАЗ-3409: «Бобр», который пройдет везде 

СОДЕРЖАНИЕ
3
19 июля 2023
ГАЗ 3409 «Бобр»

ГАЗ 3409 «Бобр»

Еще в конце XVIII столетия великий российский ученый Михайло Ломоносов предсказал, что могущество нашей страны будет прирастать Сибирью. И он будто в воду глядел. Необъятные просторы Сибири и Крайнего Севера действительно сказочно богаты, однако добраться до этих сокровищ порою очень непросто. Для этого необходима специальная техника, способная работать в самых жестких условиях. Именно таким транспортным средством является снегоболотоход ГАЗ-3409 «Бобр», разработанный специалистами Заволжского завода гусеничных тягачей в начале прошлого десятилетия. В настоящее время предприятие входит в корпорацию «Русские машины».

Этот гусеничный вездеход предназначен для перевозки людей и грузов, он может эксплуатироваться в особо тяжелых климатических условиях (от +40С до -40С), при полном отсутствии дорог и прекрасно подходит для освоения труднодоступных районов Сибири, Арктики, Дальнего Востока. «Бобр» не только умеет хорошо преодолевать бездорожье, он еще и неплохо плавает. А специальные гусеницы с резиновыми башмаками не наносят ущерб асфальту и чувствительным грунтам.

Серийное производство снегоболотохода ГАЗ-3409 «Бобр» было развернуто на ЗЗГТ в 2006 году. В настоящее время эта уникальная машина находится в эксплуатации МЧС РФ, МВД, Минздрава, ее используют газовщики, нефтяники, геологи, а также охотники, рыбаки и просто любители экстремального отдыха вдали от цивилизации.

Известные модели ГАЗ-3409 и их основные характеристики

В настоящее время существует две модификации вездехода ГАЗ-3409 «Бобр»:

  • ГАЗ-3409 для перевозки пассажиров с тентованным кузовом;
  • ГАЗ-34091 для транспортировки грузов с тентованным кузовом.

На базе этого вездехода было создано большое количество специальных транспортных средств. Это и пожарная машина, и скорая помощь, и даже передвижная буровая установка.

"Бобр" на службе у МЧС

«Бобр» на службе у МЧС

Описание конструкции вездехода ГАЗ-3409

Вездеход «Бобр» выполнен по классической компоновке гусеничного трактора. Он имеет однообъемный металлический кузов, изготовленным на основе «Соболя». Вместимость снегоболотохода в пассажирской версии – шесть человек. Еще можно добавить, что сварной герметичный кузов вездехода обеспечивает ему возможность передвижения по воде.

Водителю и пассажирам обеспечен высокий уровень комфорта – мягкие комфортабельные сидения, большое количество свободного пространства, удобные элементы управления. По желанию заказчика на машину может быть установлен кондиционер, а внутреннее пространство спланировано индивидуально. Само собой вездеход оснащен автономным обогревателем, что жизненно важно в суровых условиях Севера, для которых и предназначен «Бобр».

Мотор ГАЗ-3409

Силовая установка ГАЗ-3409

В кабине вездехода расположена рулевая колонка и рычаг переключения передач, но отсутствует рулевое колесо. Его функции выполняют рычаги, размещенные по бокам водительского сидения. Также с правой стороны от него находится рычаг управления демультипликатором и коробкой отбора мощности. Минимальный радиус разворота вездехода составляет два метра.

Силовая установка вездехода ГАЗ-3409

На машину установлен дизельный двигатель Cummins ISF 2.8 с четырьмя цилиндрами и мощностью 130 л. с. Вездеход может комплектоваться пятиступенчатой механической коробкой передач или гидромеханическим автоматом Zahnradfabrik серии 4НР 22. Двигатель и КПП расположены под капотом в передней части машины. Главная передача объединяется в едином корпусе с двухступенчатой раздаткой.

Все это позволяет ГАЗ-3409 развивать скорость до 65 км/ч на суше и 4-5 км/ч – на воде. Расход топлива варьируется от 30 до 100 литров на 100 км, в зависимости от дорожных условий.

Особенности ходовой части машины

«Бобр» имеет независимую торсионную подвеску с телескопическими амортизаторами. Однако главной «изюминкой» машина является ее гусеничный движитель, который и обеспечивает ГАЗ-3409 отличную проходимость. В его состав входят два задних ведущих колеса, два направляющих колеса, двенадцать опорных катков и две гусеницы.

Гусеницы вездехода собраны из траков, которые не имеют грунтозацепов. Их особенностью является возможность изгибаться только в одну сторону: гусеница свободно огибает катки и звездочки, но абсолютно «стопорится» при попытке выгнуть ее в обратную сторону. Таким образом при движении создается эффект ровной поверхности («плоской доски»), который делает невозможным серьезный нажим на одну точку. Получается равномерное распределение нагрузки на всю плоскость гусеницы, что обеспечивает малое удельное давление на грунт (0,168 кгс/смк).

Снегоболотоход "Бобр"

Снегоболотоход «Бобр»: когда любое бездорожье нипочем

Подобная конструкция ходовой части делает вездеход безопасным для дорожного асфальтового покрытия и не только. Серьезной проблемой при освоении северных территорий является ущерб, который транспортные средства наносят хрупкой и чрезвычайно ранимой природе Заполярья. Например, в тундре на восстановление почвы и растительного покрова, поврежденного гусеницами вездеходов, уходят десятилетия. «Бобра» экологи в этом отношении считают безвредным. По этой же причине для вездехода открыты дороги общего пользования – для передвижения по ним не нужно получать специального разрешения.

Кроме того, широкие гусеницы обеспечивают вездеходу прекрасные ходовые качества, а при преодолении водных преград они еще и выполняют функции лопастей. Управление машиной на плаву осуществляется также за счет торможения одной из гусениц. По желанию заказчика в комплект поставки могут дополнительно входить дефлекторы. Для улучшения плавучести в корпусе вездехода имеются специальные герметичные отсеки с воздухом.

«Бобр» для состоятельных путешественников

Проводить время на природе любят не только рядовые граждане, но и люди с достатками выше среднего. Именно для них и был создан vip-вездеход, внутреннему убранству которого может позавидовать иное авто представительского класса.

Кабина вездехода "Бобр"

Кабина вездехода «Бобр» для состоятельных путешественников

В комплектацию этого транспортного средства входит:

  • салон, отделанный алькантарой и натуральной кожей;
  • кресла водителя и пассажиров с пневмоподушками;
  • дополнительная шумо- и виброизоляция салона;
  • электрические стеклоподъемники и центральный замок;
  • обогрев зеркал заднего вида;
  • приборы нового поколения;
  • потолочная подушка безопасности для водителя;
  • зональная система освещения салона.

Ну а чтобы пассажиры не заскучали, в салоне установлен мультимедийный комплекс с сенсорным управлением и навигацией.

Правда, стоит такая роскошь недешево: 4, 415 млн рублей. И это еще не предел. В московском автосалоне Konig Motor club продавался «Бобр» рremium-класса, и его цена составляла 8,5 млн рублей. Интересно, какие именно «навороты» предлагались за эту сумму? Ведь за эти деньги вполне можно купить Mercedes S-класса, Porsche или Land Cruiser.

Технические характеристики вездехода ГАЗ-3409

снаряженная масса, кг 3600
масса буксируемого прицепа, кг 1300
грузоподъемность, кг 600
габаритные размеры (ДхШхВ), мм 4625 х 2380 х 2500
клиренс, мм 430
максимальная скорость, км/ч 65
расход топлива, л/100 км от 30 до 100
двигатель Cummins ISF 2.8
мощность, л. с. 130
давление на грунт, кг/кв. см 0,168
скорость движения по воде, км/ч 4-5
Комментировать
3
  • Art

    В городе конечно на нём не поездишь, но заболоченные участки местности, труднопроходимые лесные дороги не являются серьезной преградой для этого транспортного средства, это его среда обитания более того, но цена явно не по карману средне статистическому гражданину. Но стоит отдать должное техника впечатляет!

    • http://twitter.com/bablinn25 Эрн Баблин

      Уважаемый мной Art, так такая техника в принципе не предназначена широкому пользователю, она применяется в войсках, у геологов, спасателях и проч. Так что стоимость особой роли не играет, государство оплатит, важен функционал. А о прекрасен!

  • https://ok.ru/profile/571735147096 Эльвира Чернова

    Современный vip-вездеход «Бобр» сделан, конечно, очень классно!

Комментарии для сайта Cackle