WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

ГАЗ-62 – автомобиль, так и не вошедший в серию

ГАЗ-62

Горьковский автозавод прославился выпуском большого количества удачных и востребованных автомобилей, а вот машине, которой присвоили заводской индекс «62» не повезло. Три раза её разрабатывали, каждая модификация успешно проходила испытания, но в серию ни одна из них так и не вошла.

История появления первой модификации ГАЗ-62

Автомобиль ГАЗ-62 первой серии был выпущен в 1940 году в качестве опытного образца. Горьковский автозавод к тому времени уже почти полностью перепрофилировался на выпуск автотехники для нужд армии, так как начало войны оставалось лишь вопросом времени. В те годы сухопутные войска испытывали огромную потребность в лёгких высокопроходимых автомобилях, предназначенных для транспортировки личного состава и прочих нужд.

В 1930-х годах завод старался освоить выпуск шестиколёсных грузовых машин с рабочей формулой 6Х4, но все опытные экземпляры не обладали достаточной проходимостью и застревали с грузом даже на сильно разбитых грунтовых дорогах, поэтому все дальнейшие работы в этом направлении были свёрнуты, а многие конструкторы сурово наказаны, как враги народа.

Попытки самостоятельной разработки полноприводных автомобилей ни к чему не привели, поэтому пришлось закупать не только американские вездеходы, но и специальное оборудование, предназначенное для изготовления шарниров угловых скоростей. Только после этого конструкторы смогли создать свою разработку, получившую индекс ГАЗ-62.

Особенности прототипа первой модели

Первая модель ГАЗ-62

Самой главной особенностью первого ГАЗ-62 стала оригинальная раздаточная коробка, работающая в следующих режимах:

  • Нейтральная, когда передача мощности колёсам не работала;
  • Включение одного переднего моста;
  • Включение обоих мостов;
  • Включение двух мостов через демультипликатор, который имел передаточное отношение 1,82:1.

Чтобы максимально повысить проходимость нового автомобиля, конструкторы оборудовали его самым мощным двигателем, который был в линейке ГАЗ на то время. Этот мотор имел мощность в 76 л.с, а его объём составлял 3,48 литра. В настоящее время подобная мощность выглядит просто смешно, но в 1940 году она представляла собой серьёзную цифру.

Чтобы довести проходимость машины до максимума, инженеры-конструкторы решили снабдить его новыми шинами 34х7 дюймов, с «зубастым» протектором системы «Граун-Прип». Уже по названию можно определить, что данные колёса были скопированы с американских грузовиков.

А вот с установкой коробки передач конструкторы поторопились. Вместо того, чтобы разработать новый агрегат, было принято решение установить КПП от ГАЗ-ММ. Так как новый автомобиль должен был перевозить грузы до 2 тонн, это было явно не самое лучшее решение.

Сделав несколько опытных образцов ГАЗ-62, инженеры начали масштабные испытания. Вот что они показали:

  • На асфальте полностью гружёный автомобиль с лёгкостью набирал 85 км/ч. Кроме того, было несколько вариантов с модернизированным двигателем, имевшим алюминиевую голову блока. Этот двигатель развивал 85 л.с. и разгонялся до 88 км/ч;
  • Грузовики с лёгкостью преодолевали водные преграды и грязь глубиной до 400 мм;
  • Травянистые склоны с углом до 20 градусов тоже не представляли проблем для ГАЗ-62;
  • Автомобиль мог двигаться по снежной целине, для этого на задние колёса надевались специально разработанные цепи. С ними машина с лёгкостью ехала по снегу глубиной до 600 мм.

Что касается расхода топлива, то в архивах завода нашлись совершенно невероятные цифры. На дорогах с хорошим покрытием, автомобиль расходовал около 16 литров бензина на 100 км пробега. Правда, при этом скорость не должна превышать 40 км/ч. Современные владельцы схожих автомобилей, таких как ГАЗ-66, только посмеются над таким расходом.

Сопоставив данные двигателя ГАЗ-62, удалось вывести эксплуатационный расход автомобиля. На дорогах с твёрдым покрытием он мог достигать 25 литров, в грязи – до 60 литров на 100 км.

Появление новой модели ГАЗ-62

Чертеж ГАЗ-62

Новый вездеход успешно прошёл все испытания, но начало Великой Отечественной войны поставило временный крест на разработке данной машины, так как все силы и мощности Горьковского автозавода были брошены на производство ГАЗ-67 и броневиков БА-64. Только после окончания войны конструкторам удалось вернуться к своему проекту.

Во время войны советским конструкторам удалось получить американские грузовики по лэнд-лизу. Это были Додж WC-51, которые оказались намного лучше ГАЗ-62 по своей проходимости. Хотя изначально советские военные скептически относились к надёжности и ремонтопригодности американской техники, доджи оказались вне конкуренции. Они отличались простотой конструкции и высокой ремонтопригодностью. Эксплуатация в военные годы показали и их надёжность.

На фоне заокеанских вездеходов ГАЗ-62 выглядел очень неубедительно, поэтому было принято решение разработать новый грузовик под этим же индексом. Использовав в качестве базы для создания Додж WC-51, конструкторы приступили к разработкам. Работы продолжались вплоть до 1952 года, в котором появился новый ГАЗ-62, сделанный на основе американского вездехода.

Особенности второй модели советского вездехода

Вторая модель ГАЗ-62

Новый автомобиль, разработанный на базе доджа, внешне совершенно не напоминал автомобиль первой модификации. Он был похож на легковой внедорожник ГАЗ-69, который параллельно разрабатывался в те же годы. Основные технические характеристики нового автомобиля выглядели следующим образом:

  • Размеры машины были 5000х2100х1800 мм, при этом колёсная база составляла 2850 мм;
  • Машина могла перевозить 1,2 тонны груза или 11 человек;
  • Двигатель остался той же системы, что и на предыдущей модификации;
  • Скорость достигала 85 км/ч.

В машине было применено множество прогрессивных для того времени решений:

  • В заделках рессор были установлены резиновые подушки;
  • Появилась отличная печка с функцией обдува ветрового стекла;
  • Задние рессоры были переменной жёсткости.

Создаётся впечатление, что данный грузовик разрабатывался для офицерского состава советской армии. Шины для машины было решено разработать своей, оригинальной конструкции, но до этого их оснащали копиями американских шин марки додж.

В 1953-1954 годах было выпущено ещё 4 модификации данной модели, которые отличались между собой как внутренними, так и некоторыми внешними деталями. ГАЗ-62А получил даже лебёдку.

Испытания и доработки второй модели

Dodge

Зимой 1952-53 годов было решено провести серию заводских испытаний. Самым главным был сравнительный пробег на расстояние 15 000 км вместе с Додж, на основе которого и строился советский внедорожник. Результаты этого пробега были следующими:

  • Разгонная динамика советского автомобиля значительно уступала американцу;
  • Тяга Доджа тоже была значительно выше, поэтому он мог буксировать прицеп весом до двух тонн;
  • Зато советский двигатель был экономичнее;
  • Грузоподъёмность автомобиля была больше на 250 кг и достигала 1 тонны;
  • ГАЗ-62 был легче, а его проходимость значительно выше.

Новый лёгкий армейский внедорожник достойно проявил себя и был отправлен на дальнейшие испытания в армию. Несмотря на неприятное недоразумение, выразившееся в том, что один из опытных образцов был сразу же разбит неопытным водителем, второй экземпляр показал себя очень достойно. Небольшие недостатки конструкции можно было устранить в короткие сроки, поэтому автомобиль вернулся на завод с положительной оценкой.

Пройдя государственные испытания, лёгкий грузовик получил одобрение государственной комиссии и был рекомендован к серийному производству.

К началу 1958 года основательно доработанный автомобиль ГАЗ-62 появился на московской сельскохозяйственной выставке, в павильоне «Машиностроение». Широкой публике данная модель была представлена как одна из самых перспективных моделей завода ГАЗ. Несмотря на далеко идущие планы, автомобиль так и не попал в серийное производство.

По сей день это вызывает глубокое недоумение, так как Додж WC51 выпускался на протяжении нескольких десятилетий, и его производство было свёрнуто лишь в 1990-х годах, уступив место знаменитым Хаммерам.

ГАЗ-62Б и его особенности

ГАЗ-62Б

В 1956 году конструкторы Горьковского автозавода построили опытную модель на базе ГАЗ-62. Она получила индекс ГАЗ-62Б и не предназначалась для выхода в тираж. Его главной целью стали испытания новой колёсной формулы 8х8. В процессе создания применялись принципиально новые схемы трансмиссий, новых тормозов и колёсных редукторов, а также новой независимой подвески.

Прототип имел следующие технические характеристики:

  • Грузоподъёмность 1 200 кг;
  • Колёсная база – 3 450мм;
  • Груженая масса – 4 167 кг;
  • Максимальная скорость – 80 км/ч. В отличие от базовой модели, ГАЗ-62Б получил новый двигатель ГАЗ-12, развивающий 94,5 л.с.

Множество узлов нового лёгкого вездехода было унифицировано с базовой моделью. Шины получили систему регулировки давления.

Последняя модель ГАЗ-62, которая почти вошла в серию

Последняя модель ГАЗ-62

Последняя модификация ГАЗ-62, которая внешне совершенно не напоминала предыдущую модель, попала в армию в 1959 году. Разработка нового автомобиля была проведена в рекордно короткие сроки, примерно за один год. Новый автомобиль стал совершенно иным, так как этого требовало новое техническое задание, разработанное с учётом развития военной техники. Новый автомобиль должен выполнять следующие задачи:

  • Буксировку противотанковых орудий вместе с боекомплектом и членами боевых расчётов;
  • Перевозку миномётных расчётов с оружием и боеприпасами;
  • Иметь возможность загрузки в транспортные самолёты и применяться для десантирования силами ВДВ;
  • Грузоподъёмность должна была остаться на прежнем уровне.

В процессе разработки машина лишилась выступающего вперёд капота, и получила габариты 4870х2100х2385 мм. Кабина получила брезентовый верх, а её боковины и лобовое стекло откидывались в стороны. Двигатель остался тем же, правда его немного модифицировали. Теперь машина без проблем помещалась в транспортные самолёты, а также десантировалась с высоты.

Кроме внешнего вида, лёгкий армейский грузовик получил следующие изменения в конструкции:

  • Кулачковые межколёсные дифференциалы;
  • Новые передачи мостов;
  • Шины с распорными кольцами и множество других мелких усовершенствований.

Кроме того, машина получила два топливных бака, ёмкостью в 105 литров. Таким образом, запас хода составлял до 600 км без дозаправки. Новая машина заметно отличалась от предшественника своей проходимостью, так как преодолевала броды глубиной до 80 см. при этом она могла преодолевать подъёмы до 30 градусов. Выпускали специальную модификацию ГАЗ-62А, оснащённую лебёдкой.

Данная модификация автомобиля была первой, которой удалось войти в серию. В 1959 году было развёрнуто производство. Однако за 4 года, в течение которых выпускали данный автомобиль, было собрано только 69 грузовиков. Армейская эксплуатация выявила некоторые недостатки машины, поэтому в 1962 году производство свернули, кинув все силы на разработку нового внедорожного грузовика ГАЗ-66.

ГАЗ-62 на бездорожье

Автомобиль ГАЗ-62 – интересная модель с нелёгкой судьбой. Только благодаря ей удалось выпустить знаменитую «Шишигу».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них