ГАЗ Тигр

ГАЗ «Тигр» — российская альтернатива американскому «Хаммеру»

СОДЕРЖАНИЕ
0
21 сентября 2017
ГАЗ Тигр

ГАЗ Тигр

Автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» — это российская разработка многоцелевого внедорожника, предназначенного в основном для армии. Однако кроме армейской бронированной модификации, существуют и гражданские варианты данного внедорожника. Производится на знаменитом ОАО «ГАЗ» и оснащается российскими и зарубежными двигателями.

Как создавался автомобиль ГАЗ «Тигр»

История появления «Тигра» началась с размещения заказа компанией Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, которая договорившись с дочерней компанией ОАО «ГАЗ» (ЗАО «Промышленные компьютерные технологии») выделила на изготовление и разработку военного автомобиля около 60 000 000 долларов. Данные автомобили предназначались для компании, которая принадлежит королю Иордании, Абдуле II. Располагая такими огромными средствами, российские конструкторы смогли построить несколько прототипов автомобиля Tiger HMTV уже в 2001 году на выставке вооружения IDEX-2001.

Данные автомобили очень понравились заказчику, однако контракт на поставки автомобилей так и не был подписан. В 2005 году арабо-иорданская фирма Advanced Industries of Arabia начала производить свои машины, которые практически полностью копировали горьковские разработки. Вероятнее всего, подсчитав риски и затраты, арабы предпочли забрать все чертежи и выпустить автомобиль под своим брендом, чтобы не зависеть от российских партнёров.

У ОАО «ГАЗ» остались все технические документы и полностью готовый к серийному запуску автомобиль, обладающий выдающимися внедорожными характеристиками. Уже в 2002 году было собрано несколько опытных экземпляров, которые и были представлены общественности на МIMS-2002 под наименованием ГАЗ-233034 «Тигр».

В этом же году два автомобиля ГАЗ-233034 получил московский СОБР, чтобы ежедневной эксплуатацией проверить заявленные характеристики нового автомобиля. Вскоре после этого новым внедорожником сильно заинтересовались в МВД, которое и сделало первый массовый заказ на новинку. Производство «Тигров» было перенесено на Арзамасский машиностроительный завод, где оно размещается и сейчас.

Милицейский ГАЗ

Милицейский ГАЗ

Сейчас арзамасский завод входит в сферу управления ООО «Военно-промышленная компания» и выпускает следующие модификации автомобилей «Тигр»:

  • СПМ-1 (специальная полицейская машина), имеющая 3 класс защиты и известная под индексом ГАЗ-233034;
  • СПМ-2, имеющий 5 класс защиты;
  • Армейский вариант бронированного «Тигра», который известен как ГАЗ-233014;
  • Командно-штабная машина или КШМ Р-145БМА;
  • ГАЗ-233001 «Тигр», представляющий из себя небронированный внедорожник в пятидверном исполнении.

Данные автомобили хорошо зарекомендовали себя на службе в полиции и армии.

Гражданские версии автомобиля ГАЗ «Тигр»

Гражданский внедорожник ГАЗ

Гражданский внедорожник ГАЗ

Первые гражданские версии автомобиля ГАЗ «Тигр» были выпущены небольшой партией в 2008 году. По аналогии с американским военным внедорожником «Хаммер», владельцами первых гражданских «Тигров» стали известные российские певцы, актёры, режиссёры и политики. Некоторые были куплены крупными бизнесменами.

В 2009 году ГАЗ «Тигр» был выпущен более массовым тиражом, в этом же году арзамасский завод запустил серийное производство гражданской модели «Тигра». Автомобиль выпускался в двух комплектациях, обычной и «люксовой». Что касается второй модификации, то по сравнению с гражданской версией «Хаммера» она явно проигрывает в уровне комфорта.

В 2014 году один автомобиль ГАЗ «Тигр» получили луганские ополченцы, его торжественно подарил бывший владелец – Владимир Жириновский.

В 2006 году арзамасский завод взял курс на гражданский рынок мощных внедорожников, и представил на московском автосалоне новую версию «Тигра» — «Тигр-2». Директор завода В. Шупранович заявил, что новый внедорожник готов для выхода в серию.

Базу нового внедорожника решили оставить без изменений, она практически полностью копирует базу военного автомобиля, даже система подкачки шин такая же. На «Тигр-2» ставились два мотора:

  • Турбодизель Steyr, который не получил широкого распространения;
  • Cummins B205 – самый популярный двигатель на всех модификациях ГАЗ «Тигр».

Последний двигатель позволяет тяжёлому автомобилю развивать скорость до 160 км/ч. Внимательно осмотрев салон, можно заметить, что производитель ради экономии решил установить некоторые детали от «Волги» и «Газели», что неприемлемо для гражданского внедорожника такой ценовой категории. В целом, внешний вид ГАЗ «Тигр-2» напоминает американский гражданский внедорожник «Хаммер-2», хотя по уровню оснащения он до него не дотягивает.

Хаммер комфортабельнее Тигра

Хаммер комфортабельнее Тигра

Вес гражданского автомобиля «Тигр-2» снижен до 3 500 килограммов, для того чтобы он мог «вписаться» в легковую категорию «В». Заявленный расход топлива равен 15 литрам, что вызывает большие сомнения. Возможно, по трассе так и есть, но по бездорожью «Тигр-2» должен расходовать не меньше 20 литров. Цена на «Тигр-2» планировалась в эквиваленте 120 000 долларов, что сделало его неконкурентоспособным в сравнении с более комфортабельными и проверенными внедорожниками зарубежного производства.

ГАЗ-СП46 «Тигр» — парадный автомобиль российской армии

В 2007 году автомобили «Тигр» решили использовать в качестве легкового парадного автомобиля. Для этого ГАЗ «Тигр» был доработан в соответствие с требованиями, предъявляемыми к парадным автомобилям.

Парадный «Тигр» получил кузов типа «кабриолет» с двумя дверями, эргономика которых рассчитана на облегчённый вход и выход главнокомандующего парадом. Кабриолет оснащён съёмной крышей.

В отделке салона использовались только натуральные материалы высшего класса, сиденья имеют кожаную отделку. Для того, чтобы принимающий парад мог спокойно стоять во время движения автомобиля, парадный «Тигр» оборудован специальным поручнем, который может регулироваться по высоте. В багажнике находится аппаратура спецсвязи для парада и запасное колесо (которое вынимается во время парада).

ГАЗ Тигр на параде

ГАЗ Тигр на параде

Так как для парадного автомобиля необходимо было обеспечить плавность хода, в качестве АКПП была выбрана Allison Transmission серии 1000, именно такой АКПП оснащаются «Хаммеры» Н-1. Двигатель на ГАЗ-СП46 «Тигр» устанавливается стандартный Cummins B. Вес парадного автомобиля значительно снижен, но он всё равно тяжелее, чем гражданские модификации (4 750 кг).

В 2008 году парадные модификации были продемонстрированы Министру обороны, в результате чего было куплено 3 автомобиля, которые были отправлены в Ленинградский военный округ, для участия в последующих Парадах Победы.

Полицейские и военные модификации ГАЗ «Тигр»

ГАЗ-233034 «Тигр» или специальная полицейская машина-1 (СПМ-1) является автомобилем, сделанным по заказу МВД РФ. Её предназначение заключается в использовании её в качестве оперативной машины или транспортного средства в следующих ситуациях:

  • При проведении контртеррористических операций;
  • Для выполнения специальных задач по территориальной обороне;
  • Поддержка и содействие ФПС РФ;
  • Транспортировку личного состава при крайней необходимости совершения внезапного марш броска.

Для защиты экипажа от воздействия огнестрельного оружия или взрывных устройств различного типа в данном автомобиле используется бронирование 3 класса бортов и кормы. Лобовая броня значительно толще и соответствует 5 классу. Крыша машины имеет два прямоугольных люка, которые не оснащены креплениями для пулемётов. В более ранних моделях огонь можно было вести через специальные бойницы, которые располагались в дверях и корпусе автомобиля. На более поздних моделях бойницы были заменены на бронированные стёкла, которые открывались во время подготовки к стрельбе.

ГАЗ на полосе препятствий

ГАЗ на полосе препятствий

В салоне могли разместиться 9 человек, 7 из которых являлись бойцами специального отряда. На ГАЗ-233034 «Тигр» может устанавливаться радиостанция и блокатор радиоуправляемых бомб.

На базе автомобиля СПМ-1 был разработан спецавтомобиль «Абаим-Абанат». Его отличие от базовой модели заключается в наличии специальной лестницы, которая управляется водителем автомобиля, и трех специальных щитов, которые должны быть установлены на конце лестницы. Данный автомобиль может обеспечить проникновение специальных отрядов сразу на второй или третий этаж.

Вторая модель специальной полицейской машины (СПМ-2) имеет 5 класс брони. По своим основным характеристикам этот автомобиль ничем не отличается от СПМ-1.

В 2011 году на авиасалоне был представлен мобильный противотанковый ракетный комплекс «Корнет ЭМ», который был смонтирован на шасси СПМ-2. Производитель посчитал, что мощное шасси «Тигра» справится с транспортировкой противотанкового комплекса, а брони 5 класса будет достаточно для защиты обслуживающего персонала.

Сейчас данный комплекс проходит испытания на полигонах. Существуют две модели противотанкового ракетного комплекса:

  • «Корнет-Д»;
  • «Корнет-ЭМ».

Так как точная информация об этих комплексах засекречена, можно только догадываться, чем они отличаются друг от друга. Предполагается, что вариант «Д» — это комплекс, разработанный для Российских Вооружённых Сил, а вариант «ЭМ» предназначен для продаж за границу.

В 2010 году президент России Д. Медведев лично протестировал броневик «Тигр», который называется «проект-420». Данный автомобиль отличается двигателем Dodge Cummins ISB объёмом 5,9 л, мощность которого составляет 420 л. с. Такими двигателями оснащались пикапы Dodge Ram. Благодаря такой мощности, динамические качества автомобиля были повышены на 35 процентов, а максимальная скорость увеличена на 20 км/ч.

В 2010 году на выставке «Интерполитех-2010» был представлен обновлённый «Тигр», получивший название «Тигр-М». Он получил отечественный дизельный двигатель ЯМЗ 5347-10, новую систему вентилирования воздуха, улучшенные дверные замки и множество других усовершенствований. Число мест в салоне автомобиля было увеличено до 9. В настоящее время «Тигр-М» поставляется армии РФ.

«Тигр-6А» — это автомобиль, который предназначен для перевозки командного состава, который передвигается в условиях военных действий. Он отличается усиленной бронёй, которая соответствует классу «6А».

Кроме этих моделей, существует множество других модификаций ГАЗ «Тигр», которые предназначены для решения конкретных боевых задач. Например, существует автомобиль специальной и космической связи, который сделан на базе СПМ-2. Интересными моделями также являются «Тигр-антиснайпер» и «Тигр» МК БЛА-01, который является мобильным комплексом беспилотников.

Безусловно, ГАЗ «Тигр» смог занять свою нишу в армии, заменив собой лёгкие УАЗики, которые были не в состоянии выполнять некоторые сложные боевые задачи. В гражданском сегменте ГАЗ «Тигр» не смог конкурировать с более комфортабельными иномарками подобного класса.

Комментировать
0
    Это интересно