КАМАЗ-5350

КАМАЗ-5350 – тяжёлый внедорожный грузовой вездеход на службе российской армии

СОДЕРЖАНИЕ
0
07 мая 2018

Полноприводный грузовой автомобиль КАМАЗ-5350 выпускается с 2003 года. Эти шеститонные грузовики, с колёсной формулой 6х6, пришли на смену КАМАЗ-4310, которые продолжают нести службы в вооружённых силах Российской Федерации.

Особенности автомобиля КАМАЗ-5350

КАМАЗ-5350

Как и его предшественник, грузовик используется для следующих задач:

  • Перевозки личного состава в кузове бортовых модификаций;
  • Перевозки различных армейских грузов;
  • Буксировки различных прицепов по дорогам с любым типом покрытия.

Кроме того, на шасси КАМАЗ-5350 выпускаются различные специальные армейские модификации с кунгами и прочим оборудованием.

Военный КАМАЗ-5350 вместе с моделями 4350 и 6350 представляют собой семейство «Мустанг». Это семейство было специально создано для поставок в российскую армию. Разработчики КАМАЗ-5350 смогли внедрить в конструкцию своего нового автомобиля такие решения, которые были недоступны для шасси КАМАЗ-43114. В 2007 году семейство военных грузовиков «Мустанг» пополнилось следующими моделями:

  • Седельным тягачом КАМАЗ-53502;
  • Трёхосным самосвалом КАМАЗ-53505;
  • Бортовым тягачом КАМАЗ-53503.

В настоящее время российская армия избавляется от старых бензиновых автомобилей ЗИЛ, заменяя их новыми внедорожниками семейства «Мустанг».

История создания КАМАЗ-5350 «Мустанг»

КАМАЗ-5350 на дороге

Разработка нового семейства дизельных внедорожников для армии началась ещё в Советском Союзе. Правительственное постановление от 24 июня 1987 года обязало Камский автомобильный завод начать разработку новых перспективных грузовых автомобилей. Согласно техническому заданию Министерства обороны СССР, новое семейство полноприводных грузовиков должно было отвечать следующим требованиям:

  • Грузовики должны были иметь грузоподъёмность в 4, 6 и 10 тонн;
  • Основным предназначением армейских грузовиков была перевозка личного состава и военных грузов;
  • Кроме того, машины должны были буксировать полуприцепы и прицепы общей массой до 12 тонн;
  • Грузовики должны были работать в широком температурном диапазоне, начиная от экстремально низких, заканчивая максимально высокими;
  • Двигатель автомобилей нового семейства должен был обеспечить бесперебойную работу машины на высоте до 4 000 метров над уровнем моря. Кроме того, машина должна была преодолевать горные перевалы, высота которых достигала 4 600 метров.

Чтобы максимально снизить расходы при разработке и выпуске нового семейства грузовых военных автомобилей, было решено унифицировать их между собой до 85%. Первые прототипы Камский автомобильный завод выпустил ещё в начале 1990-х годов. Первая партия опытных моделей семейства «Мустанг» появилась в 1995 году. Это были три полноприводных модели с колёсной формулой 4х4, 6х6, 8х8. После презентации базовые модели дорабатывались в течение нескольких лет.

Технические характеристики КАМАЗ-5350 «Мустанг»

Кабина КАМАЗ-5350

Особенностью военного КАМАЗ-5350 является система блокировки дифференциалов заднего моста. До этого они не применялись на грузовиках Камского автомобильного завода. За счёт этого удалось значительно повысить проходимость грузовика. В моделях серии «Мустанг» блокировка дифференциала была принудительной, за счёт пневматического привода.

Одним из главных требований к новому армейскому грузовику было обеспечить ему скорость передвижения в условиях бездорожья не менее 40 км/ч. Так как тяжёлый грузовик с механической коробкой передач не может ехать с такой скоростью, пришлось разрабатывать для него диапазонную гидропередачу. Для этого конструкторы Камского автомобильного завода привлекли специалистов из НАМИ. Соединив свои усилия, им удалось создать новую конструкцию, которая включала в себя гидротрансформатор, работающий в связке с обычной механической коробкой передач. За счёт этого удалось существенно увеличить крутящий момент при работе двигателя на малых оборотах.

Для самых крайних случаев, когда автомобиль застревал в грязи, можно было использовать лёбёдку. Её тяговое усилие составляло около 8,0 тс. Лебёдка функционирует от силового агрегата, за счёт вала отбора мощности. В неподвижном состоянии можно обеспечить 100% мощности работы лебёдки, а в статическом – около 40%.

Первые опытные образцы КАМАЗ-5350, которые имели новые коробки передач с гидротрансформаторами, были выпущены в 1991 году. За счёт применения данной схемы, удалось добиться плавного прироста крутящего момента во время движения по бездорожью.

ТТХ грузовиков с гидротрансформатором значительно превосходили параметры машин с обычной коробкой передач. К сожалению, работы по выпуску новых КПП так и не удалось завершить, так как изначально просто не хватало средств, а потом страшный пожар надолго откинул завод КАМАЗ назад в развитии.

Доработка КАМАЗ-5350 после пожара на заводе

Ракетная установка на базе КАМАЗ-5350

Пожар 1993 года, который случился на территории Камского автомобильного завода, практически полностью уничтожил предприятие. В результате этого происшествия все работы застопорились. Тем не менее, благодаря правительственной поддержке, к 1995 году была собрана первая партия опытных машин для нужд армии.

В то же время на шинном заводе в Нижнекамске было освоено производство шин нового типа. Это были радиальные шины переменного внутреннего давления. Благодаря использованию данных шин на новых камских грузовиках, характеристики грузоподъёмности и проходимости КАМАЗ-5350 удалось существенно повысить. Чтобы машина могла перевозить больше груза, пришлось модернизировать ступицы колёс, значительно увеличив их запас прочности. Кроме того, инженеры-конструкторы решили усилить раму, чтобы избежать проблем с её надёжностью в дальнейшем.

Несмотря на кризис в стране, работы над совершенствованием КАМАЗ-5350 продолжались. Грузовики серии «Мустанг» получили следующие новые узлы:

  • 10-ступенчатую коробку передач;
  • Однодисковое сцепление нового типа;
  • Мощную раздаточную коробку;
  • Карданный вал так же был модернизирован;
  • Новый генератор;
  • Реактивные штанги с шарнирами.

Кроме того, пришлось незначительно модернизировать шасси КАМАЗ-5350, так как было решено устанавливать на него кузова контейнерного типа. Для этого шасси адаптировали под установку универсальных фитинговых креплений.

Кроме технических модернизаций, КАМАЗ-5350 получил новую кабину с высокой крышей. В ней появилось спальное место и специальный отсек, предназначенный для военного снаряжения и обмундирования. Кроме того, в крыше появился люк, из которого можно вести огонь в случае необходимости. В случае серьёзной аварии, люк можно использовать для экстренной эвакуации.

Что касается расхода топлива, то дизельный двигатель значительно экономичнее бензинового. Средний расход составляет около 27-30 литров топлива. Если ехать с полной загрузкой по бездорожью, то расход может возрасти на 5 литров.

Появление КАМАЗ-5350 в Российской армии

КАМАЗ-5350 с солдатами

В 2002 году модернизированный КАМАЗ-5350 наконец начал поступать в армейские части. Естественно, что перед этим он прошел целую серию испытаний, как заводских, так и военных. В 2003 году была собрана опытная партия военных грузовиков, соответствующих стандарту Евро-2.

Данные модели получили систему очистки воздуха «Мультициклон». Двигатели модернизированных военных внедорожников получили высокотехнологичные турбонагнетатели с системой промежуточного воздушного охлаждения. Благодаря этому, машины можно без проблем   эксплуатировать в высокогорных районах.

Все новые двигатели КАМАЗ-5350 имеют нагреватели топлива, которые способны обеспечить силовому агрегату бесперебойный запуск даже при экстремально низких температурах. Грузовики получили модернизированные мосты, благодаря которым удалось повысить грузоподъёмность. Модернизированные двигатели специально адаптировали под коробку передач КАМАЗ-154.

Новые кабины грузовых вездеходов КАМАЗ были адаптированы под установку скрытой брони пятого класса. Внешне бронировка не заметна, но она эффективно защищает водителя и пассажира от выстрелов из автоматов и снайперских винтовок. Для бойцов спецподразделений разработали специальный транспортный бронированный модуль, который устанавливается на шасси КАМАЗ-5350. Он также имеет бронирование пятого класса.

В 2004 году модельный ряд семейства «Мустанг» пополнился ещё несколькими модификациями:

  • Машинами с короткой бортовой платформой;
  • Грузовик с удлинённой базой;
  • Две модификации седельного тягача;
  • Грузовик повышенной до 15 тонн грузоподъёмности.

В настоящее время военный автомобиль КАМАЗ-5350 и модификации, созданные на его базе, выполняют широкий спектр задач, возложенных на армейские грузовики повышенной проходимости.

Комментировать
0
    Это интересно