WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Автомобиль Урал-4320: история грузовика-старожила

Грузовик Урал-4320

Урал-4320 представляет собой брутальный грузовик родом из СССР, который был выпущен в 1977 году, и до сих пор производится на автомобильном заводе «Урал». Он имеет три ведущих моста и колёсную формулу 6х6. Этот мощный внедорожный грузовик может эксплуатироваться в самых жёстких условиях, неизменно удивляя окружающих своей надёжностью и брутальным внешним видом.

История появления автомобиля Урал-4320

Урал-4320 на берегу

Грузовики Урал-4320 начали серийно выпускать в 1977 году. Главным отличием нового грузовика от Урал-375Д стало наличие мощного дизельного двигателя, расход топлива которого был значительно меньше, чем у бензиновой модификации. Новая модель настолько понравилась военным и хозяйственникам, что к 1986 году завод выпустил более миллиона шасси Урал-4320, на которые были установлены различные кузова.

Первые модели, которые выпускались до 1993 года, были оборудованы камазовскими дизелями, но после пожара 1993 года завод на Каме прекратил поставлять свои моторы другим производителям. Пришлось переходить на дизели Ярославского моторного завода. Так как сразу не удалось договориться с Ярославским заводом о поставке двигателей, в 1993 и 1994 году завод «Урал» был вынужден вернуться к выпуску автомобилей с бензиновым двигателем ЗИЛ-375. По своей схеме это был тот же Урал-375Д только с кабиной от Урал-4320.

Когда удалось договориться о поставке ярославских дизелей, на все шасси Урал-4320 устанавливались моторы двух видов:

  • ЯМЗ-238;
  • ЯМЗ-236.

Все грузовики с двигателями ЯМЗ-236 остались внешне без изменений, а модификации с ЯМЗ-238 получили новую кабину с увеличенным размером моторного отсека. Кроме размера капота, данные модификации можно быстро отличить по внешнему виду, так как у грузовиков с ЯМЗ-236 воздушный фильтр просто не поместился под капот, и его пришлось разместить на правом крыле. Начиная с середины 2000-х годов, все шасси Урал-4320 получили одинаковые кабины с удлиненным моторным отсеком.

В 2014 году всё семейство грузовых автомобилей на шасси Урал-4320 было модернизировано в серию Урал-М. При этом новая модификация сохранила кабину модели 4320. В 2015 году вся серия Урал-М была модернизирована за счёт установки кабины нового поколения «NEXT». Грузовик стал выглядеть более современно, хотя и утратил свой шарм и брутальность. Несмотря на это, кабина Урал-4320 по прежнему будет устанавливаться на шасси Урал-М, которые будут выпускаться на экспорт.

Экстерьер и интерьер Урал-4320

Кабина Урал-4320

Базовая модификация автомобиля Урал-4320 представляет собой классический бортовой грузовик с металлическим кузовом. Автомобиль оснащён съёмными дугами, тентом и скамейками в кузове. Бортовой Урал-4320 имеет следующие характеристики:

  • Полная масса автомобиля равна 8 265 кг;
  • Машина может перевозить груз весом до 6 855 кг;
  • Вес буксируемого прицепа может достигать 11 500 кг;
  • Кабина Урала рассчитана на три места;
  • Водительское сиденье регулируемое.

Имеются модификации, оснащённые дополнительным спальным местом.

Технические характеристики Урал-4320

Так как Урал-4320 задумывался как военный грузовик, он обладает колоссальным запасом прочности. Мосты Урал-4320 надёжные и ремонтопригодные, широкая линейка двигателей способна удовлетворить любые запросы. Грузовик обладает колёсной формулой 6х6, а устройство мостов Урал-4320 способствует лучшей проходимости.

Шины у грузовика односкатные, они подключены к системе автоматической подкачки. Передняя подвеска зависимого типа, она стоит на рессорах и амортизаторах. Задняя подвеска тоже зависимая, расположенная на рессорах с реактивными штангами. На Урал-4320 устанавливалась раздаточная двухступенчатая коробка. КПП грузовика пятиступенчатая.

Тормоза Урал-4320 включают в себя три системы:

  • Основная двухконтурная рабочая система;
  • Запасная одноконтурная система;
  • Вспомогательные тормоза работают от пневматического привода.

Конструкция тормозов стояночного типа установлена на выходном валу раздатки Урал-4320.

Линейка двигателей Урал-4320

Двигатель Урал-4320

За всё время выпуска, на Урал устанавливалось множество двигателей различной мощности, не считая бензинового ЗИЛ-375:

  • КАМАЗ-740.10 рабочим объёмом в 10,85 литра. Этот мотор развивал мощность до 230 л.с, и устанавливался на грузовик до 1993 года. После страшного пожара на заводе КАМАЗ двигатели больше не поставлялись сторонним производителям;
  • ЯМЗ-226 – самый слабый двигатель в линейке. Его мощность равнялась 180 л.с;
  • ЯМЗ-236НЕ2 – четырёхтактный дизель с турбонаддувом. Его объём составлял 11,15 литра, а мощность 230 л.с;
  • ЯМЗ-238М2 с мощностью 240 л.с;
  • ЯМЗ-236БЕ2 – самый мощный серийный двигатель, устанавливаемый на базовые шасси Урал-4320. Развивает 250 л.с.

Кроме этих моторов, на грузовик по заказу можно установить дизельный мотор ЯМЗ-7601, который имеет мощность 300 л.с.

Камазовский мотор, который устанавливался на Урал с 1977 по 1993 годы, был хорошо изученным и доработанным. Имея меньшие габариты и вес, чем двигатель ЯМЗ-238, он обеспечивал машине высокую тягу на низких оборотах. Предпусковой подогреватель, топливный насос высокого давления и мощные аккумуляторы обеспечивали мотору лёгкий запуск даже в зимний период.

Двигатель ЯМЗ-238 имеет специфическое электрофакельное устройство для беспроблемного запуска мотора зимой. Тем водителям, которые имеют Урал-4320 с этим двигателем, нужно знать один нюанс – перед тем, как выключить зажигание, водитель должен дать мотору поработать вхолостую около двух минут.

Технические характеристики дизельных двигателей Урал-4320 полностью соответствуют параметрам Евро-3. Расход топлива по хорошей дороге у Урала составляет около 30-35 литров. Если это автопоезд, то расход возрастает на 5 литров. Если приходится двигаться в условия бездорожья, то расход топлива может возрасти до 50-60 литров на сто км. При этом запас хода составляет 600-1000 км, так как топливные баки вмещают 300 литров солярки. Модернизированные тормоза Урал-4320 отлично работают в связке со всеми устанавливаемыми моторами.

Кузов базовой модели Урал-4320 выполнен из металла, но имеются и деревянные кузова. Военные бортовые грузовики, рассчитанные на перевозку личного состава, способны перевозить около 30 солдат. Количество мест в кузове зависит от модификации.

Максимальный вес, который может перевести Урал-4320, равен 10 000 кг. При этом не стоит ждать от грузовика, что он с таким весом сможет проехать по бездорожью. Двигатель грузовика располагается очень высоко от земли, благодаря чему машина способна преодолевать глубокие броды. Широкие передние крылья, по которым можно сразу отличить Урал-4320 от ЗИЛ-131, не дают грязи попадать в водительскую кабину.

Модификации Урал-4320

Модификация Урал-4320

Начиная с 1977 года, Уральский автомобильный завод выпустил множество модификаций своего популярного тяжёлого грузовика. Устройство каждого из них чем-то отличалось, неизменными оставались только мощные мосты Урал 4320. Вот список основных модификаций уральского автомобиля:

  • Урал-4320-01 был выпущен в 1986 году. От базовой версии эта модель отличалась новой, усовершенствованной кабиной (хотя внешне это практически незаметно), новой коробкой переключения передач и улучшенной грузовой платформой. Данная модификация ещё оснащалась мотором от КАМАЗ;
  • Урал-4320-10 – первая модификация, получившая двигатель от ЯМЗ. Это был шестицилиндровый ЯМЗ-236, развивающий 180 л.с. Машина предназначалась для перевозки людей и грузов в условиях бездорожья. Имелась лебёдка, которая помогала при застревании машины в грязи. Правда вытащить тяжёлый Урал было очень сложно. Нередко случалось так, что деревья, за которые закрепляли лебёдку, просто вырывались с корнем;
  • Урал-4320-31 – ещё одна из первых моделей с двигателем ЯМЗ. На этот раз это восьмицилиндровый дизель, развивающий 240 л.с. Кроме того, его настройки сильно отличались от ЯМЗ-236;
  • Урал-4320-30 получил увеличенную колёсную базу и грузоподъёмность. Эксплуатировать данную модель предполагалось в самых суровых условиях;
  • В 2002 году появилась модификация Урал-4320-41. На него устанавливали дизель ЯМЗ-236НЕ2, который отвечал стандартам Евро-2. Вариант 4320-40 отличался удлинённой базой;
  • Урал-4320-44, созданный в 2009 году, получил новую кабину. Модель 4320-45 имела удлинённый кузов;
  • Самой мощной машиной в линейке стал Урал-4320-48, который получил двигатель ЯМЗ-7601, развивающий 300 л.с.

Все из вышеперечисленных модификаций производились в различных вариантах, начиная от бортовых автомобилей и самосвалов, заканчивая спецтехникой для военных и коммунальщиков.

Последние модификации Урал-4320 производились с учётом удобств водителя. Они получили новые, более комфортные кабины. Появилось стильное оперение из пластика и капоты из того же материала. Новые Уралы напоминают классические американские большегрузы, хотя для тяжёлых условий эксплуатации пластиковые детали совершенно не предназначены.

Урал-4320 на бездорожье

Урал-4320 стал достойным преемником бензинового Урала-375Д. Создателям удалось снизить расход топлива на 30-40 процентов. Сегодня Урал продолжает вызывать восхищённые взгляды водителей. Огромная тяжёлая машина способна провести тяжёлый груз туда, где застревают даже подготовленные внедорожники.