WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

ЗИЛ-130 — самый массовый грузовик советского автопрома

Легендарный грузовик, всем знакомый с детства. Нет города России и стран СНГ, где по дорогам бы не ездили эти автомобили. Бело-голубая окраска кабины ассоциируется со стройбазами, коммунальными службами, различными бюджетными организациями. Ввиду дешевизны, последние 20 лет эти автомобили в основном используют государственные службы, коммунальщики и частные перевозчики, где экономия топлива не имеет решающего значения.

В СССР же большинство машин ЗИЛ-130 окрашивались в хаки из-за военной направленности автомобильной промышленности. Красить в бело-голубой их стали в 80-х.

Грузовик ЗИЛ-130

Автомобиль ЗИЛ 130 — среднетоннажный грузовик. Его грузоподъемность 5, максимум 6 тонн. Этот класс в народном хозяйстве требуется больше всего. Конструкция ЗИЛ-130 показывает истинную скорость развития автомобильной промышленности до 1980-х годов, когда он все еще продолжал оставаться технически совершенным автомобилем наравне с аналогичными моделями из других стран. Вот основные моменты его истории:

  • 1956 год. На ГАЗе собирается опытная модель с индексом «130». Грузоподъемность — 4 т. Двигатель — 6-цилиндровый ЗИЛ-120, который неудачно проходит испытания;
  • 1957 г. Меняется дизайн кабины. Ведутся поиски решения переднего оформления;
  • 1958 год. Идут конструкторские работы над правительственным автомобилем ЗИЛ-111. К нему разрабатывается 8-цилиндровый карбюраторный двигатель, который впоследствии получит ЗИЛ-130. Мотор тоже получит индекс «130» и будет выпускаться миллионами экземпляров. Это уже самый современный (по тем меркам) двигатель;
  • 1960-63 год. ЗИЛ-130 с нынешним двигателем от правительственного автомобиля сначала будет представлен на ВДНХ, а затем поступит на конвейер Горьковского автозавода;
  • 1970-е. Незначительные модернизации внешнего вида. Усиливается подвеска и увеличивается грузоподъемность. Теперь это 6 тонн. Модернизация 76 года закрепилась как ЗИЛ-130-76;
  • 80-е. Автомобили получают транзисторное зажигание и обновленную электронику;
  • 1994 год. Производство основной модели ЗИЛ-130 с карбюраторным двигателем заканчивается на модели с номером 3 388 312. На предприятиях УАмЗ продолжается сборка ЗИЛ-131 в трехосном варианте. Огромное число модификаций этой машины производится и поныне. Основной потребитель — fрмия и нефтегазовый сектор экономики. Нынешний объем производства ЗИЛ-131 около 20 тысяч машин в год, что для трехосных грузовиков 10 тонн массой очень приличный показатель.

ЗИЛ-130 на улицах

Ранние выпуски машины можно отличить по лючкам в крыше. Эти люки появились в самых первых выпусках машины, которые начали сходить с конвейеров ГАЗ в 1963 году. Сначала убрали правый люк, а через несколько лет и левый. Кабина ЗИЛ-130 имеет много других особенностей. У нее высокий уровень комфортабельности для машин разработки 50-х годов. Лобовое стекло выпуклое, что обеспечивает отличный обзор. На грузовике стоит гидроусилитель рулевого управления. Цельнометаллическая кабина изготовлена из толстого металла и обеспечивает неплохую коррозийную стойкость, что подтверждается отличной сохранностью этих автомобилей.

Технические характеристики ЗИЛ-130

  • Грузоподъемность — 5-6 тонн;
  • Габаритные размеры 6670х2500х2400 мм;
  • Вес — 4300 кг;
  • Двигатель — V8/140 л.с. Объем — 6 л;
  • Топливо — бензин (газ с переоборудованием);
  • Длина грузовой платформы — 4,5 м;
  • Клиренс — 250 мм.

ЗИЛ-130

Особенности конструкции популярного грузовика

ЗИЛ-130 — грузовик классической компоновки. Мотор имеет переднее расположение. Привод — задний. Механическая КПП и карданный вал расположены по центру машины. Задний мост — с двухскатной ошиновкой. Задний мост ЗИЛ-130 имеет двухрядную главную передачу, что значительно увеличивает ее ресурс. Детали автомобиля изготовлены со значительным запасом прочности. ЗИЛ-130 — военный грузовик. Кабина у него с капотом аллигаторного типа.

У ЗИЛ-130 нет пневматической подвески. При массе машины 4,3 и грузоподъемности в 5 т она избыточна. Рессоры ЗИЛ-130 набраны из стальных листов с креплением в обрезиненном держателе. Здесь все стандартно. Такая конструкция применяется даже для автобусов массой более 15 тонн. Трущиеся поверхности в узлах подвески комплектуются масленками.

ЗИЛ-130 с самосвальным кузовом

Наиболее популярный тип кузова ЗИЛ-130 — самосвал и бортовая платформа. Самосвальный кузов сделан из тонколистовой стали и сварного каркаса. Он имеет довольно характерную округлую форму в поперечном профиле. Это сделано для прочности, кроме того, такие кузова могут перевозить жидкий бетон. Колеса ЗИЛ-130 большого диаметра обеспечивают отличную проходимость по дорогам без покрытия.

Двигатель и другие комплектующие

ЗИЛ-130 оснащается двигателем собственной разработки завода. Это модернизированный вариант мотора правительственного автомобиля ЗИЛ-111. Изначально вместо 8цилиндрового двигателя установили 6-цилиндровый. В ходе испытания выяснилось, что 120 сильный мотор для машины полной массой 9 тонн слишком мал. Обеспечить нужные динамические характеристики (а ЗИЛ-130 проектировался как военный грузовик) автомобиль просто не сможет.

150 сильный мотор объемом 6 литров уже оказался более чем достаточным. Максимальная масса буксируемого прицепа увеличилась до 8 тонн. V-образный 8-цилиндровый блок отлит из серого чугуна. Также из него сделаны поршни. В грузовых машинах нет особого требования к массе мотора, поэтому конструкторы использовали самый дешевый и надежный материал.

Рама ЗИЛ-130 не претерпела изменений и одинаковая во всех версиях. Компрессор используется для привода пневматического тормоза. Для надежности она разделена на два полностью независимых контура. Тормоза с пневматическим приводом работают как основные. Они спроектированы по всем правилам с огромным запасом прочности и действием на все колеса. Грузовик можно останавливать на уклонах 25 градусов. Второй контур — ручной тормоз, действующий на трансмиссию. Он полностью независим от двигателя и может работать без надлежащего давления в бортовой пневмосистеме.

Особенности двигателя

  • Центрифуга для очистки масла (дополнительный характерный звук при работающем моторе);
  • Диафрагменный топливный насос;
  • Ограничитель оборотов до 3000;
  • Пневморегулятор оборотов коленвала;
  • Топливная система рассчитана на работу от низкооктанового бензина А72;
  • Двухкамерный карбюратор;
  • Жидкостное охлаждение компрессора;
  • Транзисторное зажигание;
  • Ресурс мотора — 300 тыс км.

Дальнейшие доработки двигателя

Груженый ЗИЛ-130

Главный недостаток ЗИЛ-130 — расход топлива. Он может достигать 30-40 л/100 км. Для пятитонного грузовика это в два раза выше современной нормы. Прожорливый карбюраторный двигатель ЗИЛ-130 в 1980-х годах предложено было заменить на дизель, но решение стало применяться только в экспортных версиях машины.

ЗИЛ-130 дизель комплектовался мотором Perkins 6.345. Цифры означают рабочий объем, который на 400 куб см больше бензинового мотора. Мощность дизеля выросла до 140 л.с. Также выпускалась экономичная газобаллонная версия: седельный тягач ЗИЛ-138В1. Это интересно еще и тем, что сейчас в условиях высоких цен на топливо газобалонные автомобили серийно не выпускаются.

Трансмиссия и остальные узлы

Коробка передач ЗИЛ-130 — пятиступенчатая механическая. Автоматические коробки были излишне сложны, хотя они применялись даже на танках 40-х годов выпуска. КПП выполнена по классической схеме с тремя параллельными валами. Шестерни — косозубые для увеличения прочности. Синхронизаторы — двойные. Сцепление ЗИЛ-130 — сухое однодисковое с минимальным числом конструктивных элементов. Регулировка выполняется одним болтом. Задний мост ЗИЛ-130 оснащен неотключаемым дифференциалом и двухрядной главной передачей с повышенным уровнем надежности.

ЗИЛ-130 коммунальных служб

ЗИЛ-130 можно видеть в коммунальных службах провинциальных городов. Для экономичности машину переоборудуют на газ. Есть и заводские газобаллонные версии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них