В начале XVI века Европу поразила странная эпидемия, жертвами которой чаще всего становились молодые и физические сильные мужчины, как правило, знатного происхождения, – так называемая дуэльная лихорадка. Началась она в Италии, очень быстро перекинулась во Францию, откуда распространилась на весь континент. Старый Свет дрался на дуэлях более трех столетий, за это время жертвами опасной «забавы» стали десятки тысяч человек, в основном дворянского происхождения. Так, например, только во Франции, и только в период правления Генриха IV Бурбона на дуэлях погибло до 10 тыс. человек.
Основным оружием дуэльных поединков была шпага, именно она на несколько столетий стала главной защитницей дворянской чести. В паре со шпагой или рапирой дуэлянты нередко использовали специальный кинжал – дагу. Сегодня уверенно можно сказать, что благодаря дуэлям в Европе была разработана самая совершенная система фехтования двумя клинками. Особенно популярна дага-кинжал была в Италии и Испании.
Дага – это разновидность короткоклинкового оружия, которое использовалось преимущественно для нанесения противнику колющих ударов. Следует отметить узкую специализацию этого оружия: дага – это кинжал для левой руки, в то время, когда в деснице держали шпагу или рапиру. У французов дага называлась main-gauche, что буквально означает «левая рука», точно также назывался и стиль фехтования двумя клинками.
Как же выглядела дага? Когда она появилась в арсенале европейских фехтовальщиков, и какой народ впервые стал использовать это оружие?
Описание и классификация
Как правило, дага имела длину 50-60 см, из которой примерно 30 см приходилось на узкий клинок. Последний мог быть плоским или же иметь несколько граней (три-четыре). Такие даги с граненым клинком прекрасно справлялись с кольчугой противника. Вообще-то даги относятся к колюще-режущему оружию, но некоторые из них вовсе не имели режущей кромки и предназначались исключительно для нанесения колющих ударов.
Отличительной чертой этого вида клинкового оружия является сложная и массивная гарда, которая могла иметь вид чаши или хитрого переплетения дужек. В ее конструкцию нередко включали разные приспособления для блокировки атак противника или захвата вражеского клинка.
Клинки некоторых даг имели специальные зубцы для переламывания оружия противника.
Столетия использования даг, а также их широкое географическое распространение привели к появлению значительного количества разновидностей этого оружия.
Самой известной, без сомнения, была испанская дага, которая отличалась чрезвычайно развитой гардой с прямыми дужками и массивным щитком характерной треугольной формы. Он практически полностью огибал кисть фехтовальщика и надежно оберегал ее от возможных ударов противника. Эфес даг испанского типа нередко богато украшался.
Испанская дага, как правило, имела плоский клинок с одно- или двухсторонней заточкой, который имел широкое основание (рикассо) и сужался к острию.
Еще одним известным видом этого оружия являлась так называемая немецкая дага, которая имела весьма интересную и довольно сложную конструкцию. Кроме основного клинка, немецкая дага имела еще два дополнительных, которые под действием специальной пружины расходились в стороны. Кнопка для приведения механизма в действие находилась на рукояти. После ее нажатия дага превращалась в своеобразный трезубец.
Сегодня не совсем понятно, зачем это было нужно. Есть версия, что с помощью дополнительных лезвий можно было сломать клинок противника. Однако шарниры, на которых держались боковые клинки, слишком слабы для подобных нагрузок. Существует и более фантастическая гипотеза: дага раскрывалась, вонзившись в тело противника, нанося ему смертельные повреждения. Но для такого действия механизм оружия тем более слаб, ткани тела просто не дадут ему раскрыться. Скорее всего, с помощью «раскрытой» немецкой даги просто «ловили» клинок противника.
Дага сандедея («воловий язык»). Была популярна в Венеции и Вероне. Это оружие имело плоский широкий клинок, и треугольное или трехгранное острие. Простые дужки спускались к лезвиям, а общая длина оружия составляла примерно 60 см. Эту дагу носили в ножнах и использовали не только в поединках, но и как охотничье или парадное оружие.
Еще одним популярным оружием этой группы были так называемые дагассы. Они также были популярны в Италии XIV-XVI столетиях. Дагасса имела обоюдоострый клинок с копьеобразным наконечником, по каждой голомени оружия проходила грань, которая усиливала клинок. Благодаря подобной конструкции дагассы были весьма эффективны против кольчуг и доспехов. Это оружие имело сравнительно простую гарду с дужками, которые изгибались в сторону острия. Иногда у основания клинка изготавливались выемки для большого и указательного пальца.
Любопытно, но аналог даги существовал и в Японии. Он назывался «сай» и по своей форме был очень похож на европейское оружие. Он имел длинный и тонкий клинок круглого или многогранного сечения с боковыми дужками-зубьями, загнутыми в сторону острия. Они также нередко затачивались, что превращало сай в некий аналог трезубца. Несмотря на определенное внешнее сходство, саи отличались от европейских даг функционально: его никогда не использовали в качестве дополнения к мечу или иному оружию. Сай был традиционным оружием жителей Окинавы и, по-видимому, произошел от сельскохозяйственного орудия.
История
Кинжал – это один из древнейших и наиболее популярных видов короткоклинкового оружия в Европе. Считается, что его предком был большой нож, который позже был специализирован для нанесения преимущественно колющих ударов. Используя его таким образом, можно было поразить даже одоспешенного противника, что становилось все более важным по мере совершенствования защитного снаряжения. Знать носила кинжалы вместе с мечами, однако в «парном» фехтовании это оружие обычно не применялось. Кинжалами нередко добивали поверженного, но еще живого противника, подобное оружие даже получило собственное название – «кинжал милосердия».
Испанцы и итальянцы называли кинжалы daga, а немцы – degen, позже эти названия, практически не изменяясь, перейдет к специализированному оружию для левой руки.
Появление огнестрельного оружия привело к постепенному отказу от тяжелых пластинчатых и латных доспехов. Соответственно, оказался ненужным и массивный средневековый меч, который начала вытеснять шпага. Хотя, надо отметить, что первые шпаги не сильно уступали мечам по размеру и габаритам. Почти сразу шпаги разделились на две большие группы: для войны и для гражданского ношения. Последний вариант оружия стал практически неотъемлемой частью костюма знати, а также основным инструментом для защиты своей чести на дуэли.
Именно благодаря дуэлям начало стремительно развиваться фехтование. Отказ от тяжелых доспехов позволил бойцу более свободно передвигаться в поединке и наносить противнику более сложные и изощренные удары. Итог боя теперь решала не только грубая сила, но и скорость, и ловкость. Во многих странах Европы появились собственные школы фехтования: французская, испанская, немецкая.
Большинство школ фехтования учили наносить удары шпагой правой рукой, левой же парировали атаки противника. Изначально для защиты использовался небольшой щит-кулачник, вторая шпага или просто намотанный на руку плащ. Однако лучше всего для отражения ударов вражеского клинка подходил кинжал. Постепенно он превратился в специализированное оружие, конструкция которого максимально подходила для совместной работы со шпагой.
Дагу, как правило, носили просто за поясом, без ножен. Это позволяло быстрее выхватить оружие. Во время поединка бойцы держали даги острием вперед примерно на уровне шеи и головы противника. Обратный хват для удержания даги не использовали.
Использование даги вместо привычного щита давало бойцу значительные преимущества. Кинжалом можно было не только обороняться, но и использовать в атакующих действиях, что значительно расширило технический арсенал фехтовальщиков. Теперь можно было наносить двойные удары шпагой и дагой, обороняться и атаковать одновременно, эффективно работать на ближней дистанции. А если шпага сломалась или была выбита из рук, то дага превращалась в оружие последнего шанса.
В конце XV и в первой половине XVI столетия наиболее продвинутыми в фехтовании считались испанцы. Именно в это время появляется знаменитая дистре́за – испанская школа фехтования, которая начинает активно развиваться в эпоху Ренессанса. Большое внимание в ней уделяется парной работе шпагой и дагой. Появляется стиль Espada y daga («Шпага и дага»).