WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Форма ВВС России: от царской армии до наших дней

Военнослужащие ВВС

Военная форма ВВС России появилась более 100 лет назад, ещё в Царской России. За прошедшие годы лётная форма претерпела множество изменений. Если форма лётчика начала 20 века больше напоминала одежду мотоциклиста, то в последующие годы повседневная форма одежды ВВС приобрела вид стандартной воинской формы.

Образование формы военнослужащих ВВС России прошло через несколько временных этапов:

  1. В 1910 году были образованны военно-воздушные силы Российской Империи;
  2. В 1918 году были созданы ВВС СССР;
  3. В период с 1939 по 1945 годы авиационная форма претерпела ещё одно коренное изменение;
  4. Во время «Холодной войны»;
  5. В 1992 году, после распада СССР произошла реформа вооружённых сил РФ;
  6. В 2009 году была введена новая форма ВВС, которую разработал Юдашкин;
  7. В 2013 году министр обороны Шойгу ввёл новую форму ВВС.

Хотя первоначально военно-воздушные силы России были весьма малочисленными, со временем их число существенно увеличилось. По сравнению с ВВС Царской России, ВВС СССР и тем более современной России имеют весьма разветвлённую структуру. Кроме того, современные войска военно-воздушных сил разделяются на несколько родов войск, причём форма каждого рода войск имеет различия в обмундировании и разные опознавательные знаки, по которым знающий человек сразу определит, к какому роду войск принадлежит военный лётчик.

Обмундирование ВВС Российской Империи

Летчики царской армии

Военно-воздушные силы появились на мировой арене сравнительно недавно. Первыми в Царской армии появились воздушные шары. Изначальное их предназначение заключалось в ведении наблюдений за противником с высоты птичьего полёта. К концу 19 века Комиссия по воздухоплаванию имела в своём распоряжении достаточно внушительный парк воздушных шаров. Они использовались не только для наблюдений, но и для корректировки ведения огня артиллерией.

Воздушный шар

Быстро сообразив, что воздушные шары представляют собой отличное разведывательное средство, Военное министерство приняло решение создать воздухоплавательные подразделения при крепостях.

После того, как начались российские Военные реформы 1909-1912 годов, командование Царской армии начало формировать Императорский военно-воздушный флот. Первыми самолётами, которые вошли в состав воздушного парка Царской России, стали самолёты французского производства. В это же время были открыты 2 лётные школы, которые начали готовить своих пилотов, так как первыми пилотами были именно французы, которые и привезли самолёты.

Первым официальным руководителем воздушных воинских подразделений стал Великий князь Александр Михайлович, стараниями которого была открыта первая авиационная школа для подготовки офицеров воздушных сил. Впоследствии Великий князь стал заведовать всеми силами Императорского военно-воздушного флота.

Самая первая форма ВВС была практически идентична форме царских инженерных войск, так как авиация в те времена относилась именно к инженерным войскам. Мундиры авиаторов того времени хотя и имели небольшие отличия от мундиров инженерных войск, были сшиты из такого же чёрного приборного сукна и имела такие же серебряные пуговицы.

Хотя существует довольно распространённое мнение, что первая повседневная форма ВВС появилась только после образования советской власти, на самом деле собственная форма ВВС появилась ещё в 1914 году, что свидетельствует об укреплении роли авиации в армии.

Повседневная форма авиаторов тех лет представляла собой мундиры коричневатого цвета, на которых римскими цифрами был обозначен номер отряда, в котором состоял данный солдат. Для полётов авиаторы использовали кожаные куртки и шлемы, которые одновременно являлись и зимней формой лётной одежды. Летом кожаная куртка могла быть заменена на лёгкую полотняную одежду, хотя открытая кабина самолётов тех лет совершенно не располагала к использованию лёгкой одежды. Кроме этого, авиаторы имели повседневную форму защитных оттенков, которая была как строевой, так и нестроевой.

Форма ВВС Российской Империи

Форма ВВС советского периода до 1935 года

В 1922 году Рабоче-Крестьянская Красная Армия получила полный комплект нового обмундирования, согласно приказу №322. В данном приказе чётко описывалось, какой должна быть как повседневная форма, так и парадная форма различных видов войск. Для военно-воздушных сил в этом приказе было предусмотрено два вида формы.

За период с 1922 по 1935 год форма военно-воздушных сил претерпевала некоторые изменения, которые касались как расцветок и эстетического вида формы, так и значимости воздушного флота в армии СССР.

В 1924 году была введена военная форма нового образца на мирное время. Она включала в себя:

  • Френч для рядового и офицерского состава;
  • Гимнастёрка летнего типа;
  • Шинель.

Вся одежда была синего цвета, а во время войны – защитных цветов. На воротниках рубах, френчей и шинелей располагались голубые петлицы с красными кантами, а также золотистые эмблемы ВВС. В качестве головного убора была установлена фуражка тёмно-синего цвета, на которой располагалась красноармейская звезда.

В ноябре 1925 года была проведена очередная реформа, которая отменяла форму образца 1924 года и вводила новую форму ВВС. Она состояла из следующих элементов:

  • Френч английского покроя, на трёх пуговицах с рукавами, лишёнными обшлагов;
  • Рубашку;
  • Галстук;
  • Гимнастёрку;
  • Бриджи;
  • Фуражку;
  • Шлем и шинель из серого сукна;
  • Сапоги или ботинки.

Петлицы по-прежнему остались голубого цвета, но кант стал чёрным.

Для технического персонала появился особый нарукавный знак, на котором золотые мечи были заменены гаечным ключом и молотком, золотистых цветов.

В 1926 году произошли очередные изменения в форме военно-воздушных сих, хотя в этот раз они стали не такими глобальными:

  • Появился френч тёмно-синего цвета;
  • Тёмно-синие бриджи;
  • Белая рубашка с черным галстуком.

При этом знаки отличия и различий остались без изменений.

Форма ВВС СССР образца 1935 года

Форма ВВС СССР образца 1935 года

В 1935 году форма ВВС опять претерпела серьёзные изменения. Лётчики получили петлицы нового образца, на которых были размещены ромбы красного цвета, покрытые эмалью. Также появились новые шевроны золотого и красного цветов. В 1935 году золотые шевроны планировалось использовать для генеральской парадной формы, а красные – для офицерской. Однако в 1940 году всё было пересмотрено, и шевроны стали следующего вида:

  • Золотой шеврон, который был подчёркнут красной полосой для генеральского состава;
  • Шеврон из золотых и красных полос для офицеров.

Сверху генеральского шеврона размещалась золотая звезда.

Лётчики получили ещё перед реформой 1935 года особый китель-тужурку, а также новые знаки на левый рукав, которые могли получить только лётчики, совершившие определённое количество полетов.

Офицерский состав получил следующее обмундирование:

  • Френч открытого типа на 4-х больших пуговицах, который хотя и не считался парадной формой, но и не надевался для работ на аэродромах;
  • Гимнастёрка, которая была как зимнего, так и летнего образца. Гимнастёрка носилась только в качестве строевой формы. При этом обязательным было использование поясного ремня или снаряжения;
  • Синяя пилотка с голубыми кантами. Имела спереди аппликацию в виде звезды и кокарду в форме звезды;
  • Синие бриджи и синие брюки. Бриджи и брюки были с кантами;
  • Синяя шинель, стандартного покроя;
  • Зимний шлем, который имел аппликацию и металлическую звезду, закреплённую сверху;
  • Полётное обмундирование, которое часто было сделано из кожи. Хотя знаков различия на данном обмундировании не предполагалось, лётчики часто самовольно носили шинельные или гимнастёрочные петлицы.

В 1938 году новая фуражка ВВС, которая по своему виду была аналогична общевойсковой. Вскоре на фуражке появились специальные знаки, которые заменили звёздочку.

Старший политрук ВВС Красной Армии

Послевоенная форма ВВС СССР

В 1949 году была введена новая форма для командующего состава ВВС. Данная форма отличалась от формы образца 1943 года прежде всего своим видом. На смену достаточно скромной одежде, которая к тому же не отличалась особой практичностью, пришла новая более удобная, практичная и износостойкая одежда. На фоне послевоенной разрухи это выглядело достаточно странным решением, хотя престиж военной профессии в СССР в те годы был велик как никогда.

Появился новый открытый двубортный китель, который предназначался не только для маршалов и генералов, но также и для офицерского состава. Китель был защитного цвета, а застёгивался на гербовые золотые или серебряные пуговицы, которых было 3 штуки.

Также появился парадный мундир, вместе с которым была разработана и защитного цвета фуражка, с околышем голубого цвета, которая имела филигранный ремешок и шитьё на козырьке. Генеральская фуражка имела дополнительное шитьё на околыше с кокардой и эмблемой ВВС.

Кроме этого, к парадному мундиру полагался кортик, который носился под мундиром на ремне. На парадном мундире полагалось носить все ордена и медали владельца, а парадно-выходной мундир носился с орденскими планками.

Брюки, которые надевались как к парадной, так и повседневной форме, были практически идентичными и носились навыпуск. Офицерские брюки имели канты, генеральские – лампасы.

Послевоенная форма ВВС СССР

Одежда ВВС образца 1969-1992 года

Реформа 1969 года ввела новые стандарты формы для армии СССР. При этом военно-воздушные силы как обычно остались в привилегированном положении. Парадная и парадно-выходная форма маршалов, генералов, офицеров и сержантов ВВС и ВДВ имела существенные отличия от формы других видов войск.

Парадная генеральская форма летом включала в себя следующие элементы одежды:

  • Синя фуражка с голубым околышем;
  • Парадный мундир и брюки синего цвета;
  • Белая рубаха, которая носилась с чёрным галстуком;
  • Ботинки чёрного цвета;
  • Белые перчатки и парадный пояс.

Зимняя парадная форма включала в себя те же элементы, за исключением перчаток, которые были коричневые. Кроме этого, зимняя форма включала в себя шинель стального цвета, папаху и белое кашне.

Парадно-выходная форма генералов летом отличалась от парадной формы цветом мундира, который был светло-серым. Зимняя форма также отличалась цветом мундира.

Повседневная и полевая генеральская форма отличалась цветами мундира и другими незначительными деталями, связанными в основном с цветовой гаммой различных элементов.

Офицерская форма образца 1969 года отличалась от генеральской формы цветовой гаммой различных элементов. Например, легко было определить офицер это или генерал по цвету галстука или по головному убору. Зимой все офицеры, кроме полковников, носили форменные шапки-ушанки, поэтому заметив военного в папахе, можно было с уверенностью сказать, что это как минимум полковник.

В этот временной период появилась и форма прапорщика ВВС, которая отличалась от стандартной наличием шеврона выслуги лет внизу рукава и нарукавным знаком ВВС.

Появление военной формы от российского дизайнера Юдашкина

В 2007 году поднялся большой шум вокруг выделения 170 млн. рублей на создание новой военной формы, которую должен был разработать Валентин Юдашкин. Данная разработка длилась целых 2 года. После принятия данной формы, она смогла продержаться только 3 года в строю. В 2012 году министр обороны Сергей Шойгу отменил её.

Форма ВВС России после реформы Сергея Шойгу

Форма ВВС России после реформы Сергея Шойгу

Согласно реформе Шойгу, министерство обороны Российской Федерации ввело новый стандарт для обмундирования. Кроме военной формы, была разработана офисная форма одежды для сотрудников ведомства. Вся офисная форма должна быть одинаковой, как для военных, так и для штатских сотрудников. Вся форма производится в трёх цветах:

  • Синий;
  • Чёрный;
  • Защитный.

По цвету формы можно определить, к какому роду войск относится сотрудник ведомства.

Офицерская повседневная летняя форма состоит из следующих элементов:

  • Синий китель;
  • Синие брюки;
  • Голубая рубашка;
  • Галстук чёрного цвета должен обязательно носиться с золотым зажимом;
  • Фуражка голубого или защитного цвета;
  • Чёрные ботинки или полусапоги;
  • Пояс чёрного цвета.

В зимнем варианте повседневная офицерская форма дополняется серым или синим пальто, кашне защитного или синего цвета, серой шапкой ушанкой. Допускается зимой ношение синего или защитного цвета свитера, который можно носить вместо кителя.

Кроме того, устав не запрещает ношение различных фуражек, беретов и пилоток. В этом случае есть только одно обязательное условие – они должны быть синего или защитного цвета. Можно также носить плащи и куртки той же цветовой гаммы.

Для высшего командного состава зимняя форма отличается наличием серой папахи и серого воротника из каракуля.

Парадная форма офицеров ВВС в наши дни является наиболее отличающейся от формы других войск, поэтому стоит рассмотреть её более подробно:

  • Летняя форма состоит из кителя и брюк цвета морской волны, белой рубашки с чёрным галстуком, и золотой заклёпкой. Фуражки, которая своим цветом должна соответствовать цвету формы. Черных ботинок и золотистого пояса, который одевается при построениях;
  • Зимняя офицерская форма в обязательном порядке дополняется пальто синего или серого цвета, белым кашне и перчатками, которые могут быть как белыми, так и чёрными.

Парадная форма генералов и маршалов отличается от офицерской наличием воротника и папахи. Данные элементы одежды сделаны только в сером цвете. Для их производства используется каракуль.

Дембельская форма ВВС

Дембельская форма ВВС

Некоторые молодые люди, которые не служили в армии, часто задают вопрос, чем дембельская форма ВВС отличается от подобной формы других родов войск, и когда выдают дембельскую форму ВВС? На этот вопрос можно ответить, что дембельская форма ВВС (как и других родов войск) – это дело рук самого солдата, который шьёт её в соответствии со своими вкусами, хотя существуют негласные правила, которые контролируют «разгул» фантазии дембеля.

При пошиве дембельской формы ВВС нужно соблюдать несколько правил:

  • Все знаки различий нужно располагать не в хаотичном порядке, а хотя бы приблизительно в соответствии с общепринятыми нормами;
  • Не стоит превращать дембельскую форму в карнавальный костюм, излишняя вычурность может вызвать лишь смех, отравив дембелю радость возвращения на «гражданку»;
  • В процессе работы следует соблюдать аккуратность, если нет хотя бы начальных швейных навыков, лучше попросить помощи у товарищей или приобрести дембельскую форму в магазине, благо сейчас это сделать не проблема.

Стандартная дембельская форма, которая продаётся в различных магазинах, торгующей военной атрибутикой, состоит из следующих элементов:

  • Окантованный китель ВВС;
  • Брюки;
  • Шевроны и погоны из синего бархата;
  • Аксельбант;
  • Берет;
  • Золотые гербы на погонах и клапанах.

В любом случае, дембельская форма превратит возвращение солдата на «гражданку» в настоящий праздник.

Анализируя форму ВВС различных лет выпуска, большинство любителей и коллекционеров военной атрибутики сходятся в одном мнении: самой красивой была советская форма времён «Холодной войны», то есть периода с 1969 по 1992 годы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них