WarWays.ru Ты сам выбираешь свой путь.

Мотострелковые войска России – самый традиционный вид сухопутных войск

Мотострелки в окопе
Мотострелки в окопе

Мотострелковые войска России, как и других стран – это род сухопутных войск, который представлен пехотой, специализированной бронетехникой, и транспортными средствами для перемещения. Современные мотострелковые войска РФ — это наиболее многочисленный род войск, представляющий собой «костяк» всей армии. Основной задачей мотострелковых батальонов и рот является участие в масштабных сухопутных операциях, которые могут проводиться как самостоятельно, так и в связке с другими видами войск.

Любая мотострелковая рота обязана вести бой при любых погодных условиях, в любое время дня и ночи и на любом ландшафте. Командир роты должен так распределить обязанности, чтобы каждый мотострелок выполнял поставленную именно ему задачу в соответствии со своей боевой специальностью.

Мотострелковые войска, общие сведения

Хотя многие считают, что мотострелковые войска из техники имеют только бронетранспортёры и тягачи, это не так. Мотострелковые войска России имеют в своём составе следующие подразделения:

  • Артиллерия;
  • Танковые подразделения;
  • Зенитные подразделения;
  • Инженерные части;
  • Химические войска;
  • Подразделения радиационной защиты.

Кроме этого, часто современные мотострелковые войска имеют мобильные ракетные комплексы с ядерными боеголовками.

Автомобиль с ракетной установкой
Автомобиль с ракетной установкой

Мотострелковые войска – это современный вариант драгунов, то есть мобильной кавалерии, которая была способна вести бой, как в пешем, так и в конном строю. Современные мотострелки принимали участие во всех военных конфликтах 90-х и 2000-х годов.

День мотострелковых войск празднуется 19 августа, хотя официальный праздник всех сухопутных войск отмечается 1 октября. Флаг мотострелковых войск представляет собой чёрное полотнище с двумя скрещёнными АК в обрамлении венков из лавра. Нарукавная нашивка мотострелков полностью копирует флаг мотострелковых войск.

История появления мотострелковых войск в их современном варианте

История мотострелковых войск началась сразу после массового использования транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания в армии. Массовое применение автомобилей для транспортировки пехоты началось во время Первой мировой войны. Данное изобретение существенно повысило мобильность пехоты.

В 1916 году в Англии были изготовлены первые танки. Это произвело революцию в военном мире. Первые прообразы бронетранспортёров или транспортные танки, предназначенные для защиты и транспортировки пехоты, были изобретены ближе к концу Первой Мировой войны.

Первая Мировая война показала, насколько эффективна моторизация пехотных войск, поэтому сразу после её окончания армии крупных государств стали усиленно закупать технику различных видов. Помимо танков и грузовиков, разрабатывались колёсные бронетранспортёры, предназначенные не только для транспортировки войск, но и для непосредственной защиты их в бою. Армии, которые были оснащены механизированными средствами передвижения, смогли увеличить скорость передвижения пехоты в несколько раз.

Так как СССР долго не могла оправиться от последствий Гражданской войны, первые моторизированные дивизии появились там только в 1939 году. Весь личный состав подобных дивизий должен был перемещаться с помощью автотранспорта, но советское производство, которое сильно пострадало в результате Первой Мировой и особенно Гражданской войн, было не в состоянии обеспечить автотранспортом Красную Армию. Даже американские и английские грузовики, которые поставлялись в страну во время Второй Мировой войны по лендлизу, мало спасали положение. Все советские грузовики (АМО, ЗИС, ГАЗ и тому подобные), которые выпускались до, во время и в первые годы после Великой Отечественной войны, являлись, как правило, клонами американских или европейских моделей. Например, первый советский грузовик «АМО» был копией « FIAT 15 Ter», который выпускался в первые годы после революции с небольшими изменениями в конструкции.

АМО - первый советский грузовик
АМО — первый советский грузовик

Автомобильная промышленность Советского Союза смогла полностью удовлетворить потребности армии только к концу 1950-х годов. В 1958 году в СССР появился новый род войск, который получил название мотострелковый.

Мотострелковые войска СССР

В СССР, как и во всём мире, моторизация войск стала основным направлением развития сухопутной армии. Вплотную этим занялись сразу после окончания ВОВ. Генеральский состав советских войск, который лично побывал на фронте и не понаслышке знал все тяготы жизни пехотных войск, отлично понимал, что повышение мобильности войск сможет не только облегчить жизнь солдатам, но и повысить эффективность этого рода войск в несколько раз.

Сразу после окончания ВОВ вышло специальное постановление ГКО, в котором указывалась необходимость доукомплектования всех механизированных соединений армии СССР. После войны советские конструкторы особое внимание уделили созданию новых видов бронетранспортёров, увеличив их выпуск до десяток тысяч единиц.

Знаменитая боевая машина пехоты (БМП) является разработкой советских конструкторов, аналогов которой в мире на тот момент не существовало. Советская БМП могла не только транспортировать и защищать личный состав с командиром, но и весьма эффективно поддерживать его в бою, применяя для этого своё вооружение.

Первая модель боевой машины пехоты, носившая название «БМП-1» поступила в мотострелковые части советских войск в 1966 году. Данная машина оказалась революционной для своих лет. Увидев её высокую эффективность, западные страны, которые до этого делали ставку на гусеничную технику, поспешили скопировать данную конструкцию для своих армий.

БМП-1, музейный экспонат
БМП-1, музейный экспонат

Следует отдельно отметить тот факт, что практически вся советская бронетехника, которая имелась на вооружении мотострелковых войск, легко преодолевала водные преграды. Кроме этого, она защищала личный состав во главе с командиром не только от стрелкового оружия и гранат, но и от оружия массового поражения, для чего внутри техники имелась своя система кондиционирования воздуха и жизнеобеспечения.

После того, как советские войска перестали испытывать нужду в механизированном транспорте, мотострелковые войска стали основой всей армии СССР. Ближе к развалу СССР во всей армии было больше 150 мотострелковых дивизий. Помимо этого, каждая танковая дивизия имела в своём составе два полка мотострелков.

Стандартная мотострелковая дивизия времён СССР имела в своём составе следующие виды войск:

  • 3 полных полка мотострелков;
  • 1 танковый, артиллерийский и зенитно-ракетный полки;
  • Дивизион противотанковых пушек;
  • Дивизион ракетной артиллерии.

Кроме этого, каждая дивизия имела в своём составе различные подразделения по обеспечению.

Все мотострелковые бригады СССР делились на два типа:

  • Бригады, имеющие БТРы;
  • Бригады, вооружённые БМП.

Естественно, что боеспособность бригад с БМП была значительно выше, поэтому их планировалось использовать на передовой. В СССР существовали мотострелковые бригады, в которых были одни БМП.

Ближе к концу 80-х годов было решено усилить систему ПВО мотострелковых полков, в результате чего все зенитные батареи были увеличены до дивизионов.

Командиры мотострелков обучались в высших учебных заведениях страны, главной из которых являлась Военная академия им. Фрунзе. Кроме этого, командиров готовили еще 9 военных училищ по всей стране.

Мотострелковые войска Российской Федерации

Мотострелки в бою
Мотострелки в бою

Мотострелковые войска РФ были сформированы в 1992 году и стали продолжателями славных традиций мотострелков СССР. Как и в то время, мотострелковые войска являются «костяком» всех сухопутных войск страны.

В начале 2000-х годов все мотострелковые подразделения российской армии стали постепенно переходить на бригадный состав. При этом существовало множество других структур, каждая из которых имела различные типы подчинений. Параллельно существовали как роты в составе бригад, так и роты, которые подчинялись непосредственно дивизиям. Во время воинских реформ бытовало мнение, что бригадная форма позволит более универсально решать появляющиеся военные задачи. Так как масштабных боевых конфликтов на планете не предвидится, нет нужды в огромных и неповоротливых дивизиях. Локальные конфликты вполне могут быстро и эффективно решать бригады, которые обучены воевать в любой местности, и используют разнообразные типы оружия, как обычного, так и массового поражения.

В настоящее время все военная система опять переходит на дивизионную структуру, так как бригадная система оказалась во многом несовершенна.

Понятие и структура мотострелкового батальона

Подразделение перед боевым выходом
Подразделение перед боевым выходом

Каждый мотострелковый батальон – это штатное подразделение мотострелковых войск. Мотострелковые батальоны, в настоящее время, своей структурой ни чем не отличаются от батальонов времён СССР. Воинская реформа затронула только дивизии, которые были переформированы в батальоны, входившие в объединённые военные округа.

Каждый современный мотострелковый батальон имеет в своём составе следующие воинские подразделения:

  • 3 роты мотострелков;
  • Миномётная батарея;
  • Три взвода (ракетно-зенитный, гранатометный и противотанковый);
  • Взвод связи.

Кроме этого, в состав каждого батальона входит медицинский пункт.

Мотострелковые батальоны на БТР отличаются от батальонов на БМП не только количеством вооружения, но и численным составом военнослужащих. В составе батальона на БТР их 539, а батальон на БМП имеет в составе 462 человека.

Мотострелковая рота, определение и структура

Мотострелковая рота является специальным тактическим подразделением батальона, который предназначен для выполнения различных боевых задач не только в составе своего батальона, но и самостоятельно (хотя это случается достаточно редко). Понятие «рота» известно ещё с древних времён, тогда она называлась отрядом. Рота или отряд – это подразделение пехотных войск, которым можно командовать, используя голос, жесты или собственные действия в качестве примера. Во все времена численность отряда (или роты) было максимально приближено к сотне человек. Именно этим количеством может эффективно командовать один человек.

Ротный командир является главным бойцом роты, который не только командует вверенным ему подразделением, но и сам непосредственно участвует в боевых операциях. Командир роты, как правило, является одним из самых умелых бойцов, так как именно ему часто приходится вести свою роту в атаку. В древности командиром отряда становился самый умный и умелый воин, которому часто силой и умением приходилось доказывать своё право на лидерство.

День мотострелковых войск

Мотострелки в походе
Мотострелки в походе

На вопрос, когда празднуется день мотострелковых войск, можно услышать 2 разных ответа:

  • Так как мотострелковые войска являются частью сухопутных войск Российской Федерации, то днём мотострелковых войск может считаться 1 октября, когда вся страна отмечает день Сухопутных войск. В этот день, ещё при Иване Грозном, был создан указ о сборе «избранной тысячи служилых людей». Безусловно, данный праздник относится к мотострелковым войскам, но все же офицеры и ветераны данного рода войск отмечают свой профессиональный праздник в другой день;
  • 19 августа 1914 года была создана «Первая пулемётная автомобильная рота». Именно это число считается датой зарождения мотострелковых войск в современном понимании этого понятия. После эффективного применения бронемашин вместе с пехотинцами, царское командование увидело огромные перспективы развития этого рода войск. История знает немало случаев из хроник Первой Мировой войны, когда одно только появление на поле боя броневиков и сопровождающих их пехотинцев, вызывало панический страх у врага.

Так как все остальные подразделения сухопутных войск имеют свои профессиональные праздники, то мотострелки всячески пытаются добиться, чтобы их день объявили официальным праздником.

Несмотря на то, что про простых мотострелков редко упоминают в новостях, уделяя внимание более эффектным видам войск, именно пехота участвовала, и продолжает участвовать в самых кровавых конфликтах на земле.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них